Правительство РФ озаботилось составлением списков памятников федерального наследия в г. Москве. Росохранкультура обратилась в руководству ВООПИиК с просьбой высказать своё мнение по этому вопросу. По Москве – это тема Московского городского отделения (МГО ВООПИиК).

Московское городское отделение Общества подготовило список памятников истории и культуры (объектов культурного наследия) федеральной категории охраны г.Москвы, требуемый для дополнения перечня объектов культурного наследия, утверждённого Распоряжением Председателя Правительства РФ от 1.06.2009 г. № 759­р.

Однако, считаем необходимым категорически возражать против поставленной задачи, означающей, по сути, выборку некоего состава объектов культурного наследия из имеющего комплекса объектов федерального значения, состоящих под охраной государства, с отнесением их к ведению федерального спецуполномоченного органа охраны памятников. Заметьте, Распоряжением не ставится задача составления полного перечня (реестра, списка) памятников федеральной категории охраны, как мерах по обеспечению их сохранности; речь идёт лишь о дополнении утверждённого перечня, включающего всего 23 («отдельных» !) объекта культурного наследия. Неясно при этом, в чьём ведении будут находиться остальные, не отобранные для ведения Росохранкультуры объекты.

Исходя из того, что по действующему законодательству в России установлена государственная охрана памятников, следует, по нашему мнению, настаивать на невозможности изъятий из государственного ведения объектов наследия, не снятых с государственной охраны – в данном случае объектов федерального значения. Нелепо даже с позиций простой логики (не говоря о букве и духе Закона), чтобы памятники, принятые под охрану государства, какою­то частью не находились в ведении (под охраной) государственных органов.

Вне внимания составителей Перечня оказались целые виды памятников в статусе объектов федерального значения, также требующих полномочной охраны со стороны государственных органов: памятники археологии и памятники монументального искусства, объекты Некрополя.

Вне внимания составителей оказались также Особо ценные объекты национального наследия России, в силу чего охранные меры, обусловленные действующим законодательством, к этим объектам ныне непосредственно неприменимы (!).

Вне ведения составителей перечня оказались и объекты Всемирного культурного и природного наследия – во всяком случае в отношении полноты находящихся под международной охраной ансамблей.

Вместе с тем, в Перечень (по разделу Москвы) включён объект, не состоящий в статусе федерального памятника, даже ещё не принятый под охрану государства – Средние торговые ряды на Красной площади.

Очевидно, что Перечень составлен наспех, неквалифицировано, вне непосредственных интересов обеспечения сохранности объектов культурного наследия.


При этом, п. 2 названного Распоряжения позволяет дополнить Перечнь. Ограничения при этом не продиктованы.

В связи с этим мы составили возможно полный список объектов культурного наследия федерального значения на территории г.Москвы (938 объектов)(скачать в формате DOC-RAR 200kB), используя имеющиеся в нашем распоряжении данные – конкретные решения органов исполнительной власти Российской Федерации. Полагаем, что данный список не является абсолютно полным, поскольку комплексные сведения о госохранных объектах не пуб­ликуются в протяжении более 30 лет. 

Список дополнен сведениями о федеральных памятниках археологии и монументального искусства. Мы также сочли возможным внести в Список сведения о мемориальных памятниках, входящих в комплексы Особо ценных объектов на­цио­нального наследия России (на территории г.Москвы), решения о государственной охране которых ещё не приняты федеральными органами власти.

Обращаемся с предложением: Центральному совету ВООПИиК направить в адрес Председателя Правительства РФ письмо с просьбой о выпуске распорядительного документа, устанавливающего порядок, сроки и поручения по организации на территории Российской Федерации полноценного учёта объектов культурного наследия федеральной категории охраны с публикаций, соответственно требованиям действующего законодательства, реестровых сведений о памятниках, состоящих под охраной государства. При необходимости готовы принять участие в подготовке соответствующего обращения.

Одновременно с этим МГО ВООПИиК направило "Сопроводительную записку" Росохранкультуре с изложением своей позиции отнесительно данного вопроса.

 

СОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к списку памятников истории и культуры
(объектов культурного наследия) города Москвы,
федеральной категории охраны
1
(подготовлено в связи с необходимостью дополнения «Перечня отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой» , утверждённого Распоряжением Председателя Правительства РФ от 1.06.2009 г. № 759-р)

 

Согласно п. 2 названного Распоряжения утверждённый перечень должен быть дополнен. По разделу г.Москвы утверждённый перечень содержит всего 23 объекта и имеет ряд иных явных методологических недостатков:
1) он подготовлен только на основании Постановления СМ РСФСР от 30.08.60 г. № 1327 и содержит значительно устаревшие топонимические сведения ;
2) не учтено наличие иных постановлений правительства о принятии под охрану государства памятников истории и культуры (в федеральном статусе), а также Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», содержащий выправленную на то время топонимию;
3) не учтено наличие на территории г.Москвы особо ценных объектов национального наследия России, утверждённых в данном статусе Указами Президента РФ (всего 23 объекта, из которых только два адресно совпадают с объектами, включёнными в перечень);
4) не учтено наличие на территории г.Москвы объектов, включенных в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (3 объекта), несмотря на полное адресное совпадение с объектами перечня ;
5) не учтены памятники археологии федерального статуса, расположенные на территории города;
6) не учтены памятники монументального искусства федерального статуса, расположенные на территории города;
7) неясен принцип отбора объектов для перечня .
Не может не вызывать категорического возражения сама постановка вопроса о выборке объектов для осуществления полномочий по их государственной охране, что равноценно изъятию иных, не отобранных объектов. Законодательно определено, что в Российской Федерации осуществляется государственная охрана памятников. Нелепо предположить, что государственной охране могут подлежать не все принятые под охрану государства памятники. Очевидно поэтому (и невозможно иное), что если при этом не создаётся дополнительный федеральный спецуполномоченный орган охраны, то все полномочия государственной охраны обязаны быть исполняемы существующим федеральным спецуполномоченным органом в отношении всех, без изъятия, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, состоящих под охраной государства.
Во исполнение распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации надлежит предпринять усилия к выявлению более полного корпуса объектов культурного наследия федеральной категории охраны (федерального значения), принятых под охрану государства решениями соответствующих органов государственной власти.
Представляемый нами список содержит 938 федеральных объектов культурного наследия и на территории г.Москвы, состоящих на охране государства.

* * *
Прилагаемый список составлен на основании материалов учёта памятников истории и культуры Московского городского отделения ВООПИиК и представляет собой перечень объектов культурного наследия федеральной категории охраны (федерального значения), относительно которых имеются достоверные отсылки к распорядительным документам федеральных органов власти о принятии (постановке) указанных объектов под охрану государства .
Список не может претендовать на абсолютную полноту, поскольку учёт памятников истории и культуры (объектов культурного наследия) относится к прерогативе государственных спецуполномоченных органов, а публикация сводных сведений (списков памятников истории и культуры), не проводилась более 30 лет.
Список ограничен составом недвижимых объектов культурного наследия, подготовлен в интересах дополнения упомянутого перечня и содержит:
• установленное наименование памятников с указанием связанных с объектом меморий, включая – при наличии сведений – указания на авторство;
• датировку строительства (создания, установки) и этапной перестройки (реконструкции) объектов;
• общий перечень элементов (памятников), входящих в охраняемый комплекс данного объек­та культурного наследия;
• госохранный номер объекта культурного наследия с отметкой вида памятника;
• адрес объекта культурного наследия, уточнённый по современной топонимии г.Москвы (номера отдельных строений в составе каждого адреса могут отличаться от данных в различных системах учёта недвижимых объектов города ).
В настоящем списке игнорируется проводимое органами федеральной и городской власти разграничение прав собственности на объекты культурного наследия .
Количественно позиции списка (938 позиций) определены составом объектов культурного наследия, имеющих самостоятельный госохранный номер, за исключением Особо ценных объектов национального наследия России и памятников археологии, принятых под охрану государства, охранная нумерация которых не заведена. Статус объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО и Особо ценных объектов национального наследия России отмечен в примечаниях. Усадебные храмы-памятники выделены в списке в отдельные позиции.
В список дополнительно к зданиям-памятникам (их ансамблям и комплексам) в статусе федеральных объектов культурного наследия включены:
– объекты культурного наследия федерального значения, охраняемые как памятники археологии;
– объекты культурного наследия федерального значения, охраняемые как памятники монументального искусства, за исключением художественных памятников московского Некрополя;
– адреса Особо ценных объектов национального наследия России, расположенных в зданиях, не состоящих под охраной государства в качестве объектов культурного наследия (15 позиций списка).
Список построен соответственно территориальному делению г.Москвы с соблюдением алфавитного порядка: адресов объектов – внутри районов, и районов – внутри административных округов. При необходимости список может быть переформирован в алфавитном порядке адресов.

* * *


Рекомендации:
Учитывая определённую многолетнюю недостаточность мер обеспечения сохранности объектов культурного наследия федеральной категории охраны (федерального значения) на территории г.Москвы по линии федеральных органов, как и заметное стремление к сокращению количественного состава памятников, относимых в вeдению этих органов, полагаем необоснованными предложения по расширению состава объектов культурного наследия федерального значения за счёт повышения статуса объектов культурного наследия регионального значения или вновь выявленных объектов культурного наследия. В виду этого подобные предложения не вносятся.
Вместе с тем, находим необходимым поставить вопрос о присвоении статуса объектов культурного наследия федерального значения – тем зданиям, в которых располагаются организации со статусом Особо ценных объектов национального наследия России:

1. 

Мемориальная квартира Святослава Рихтера – В составе Особо ценного объекта национального наследия России «Государственный музей изобразительных ис­кусств им. А.С.Пушкина»

Бронная Б. ул., 2/6

2. 

Музей-квартира В.Н.Плучека – В составе Особо ценного объекта национального наследия России «Государ­ственный цент­раль­ный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»

Бронная Б. ул., 2/6

3.

Мемориальная квартира Вс.Э.Мейер­хольда – В составе Особо ценного объекта на­цио­наль­ного наследия России «Государственный Цент­раль­ный теат­ральный музей им. А.А.Бахрушина»

Брюсов пер., 12,
кв. 11

4.

Музей-квартира Н.С.Голова­нова – В сос­та­ве Особо цен­ного объекта национально­го наследия России «Государ­ственный цент­раль­ный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»

Брюсов пер., 17,
кв. 10

5.

Музей-квартира актёрской семьи М.В., А.А.Ми­­ро­новых–А.С.Ме­накера – В составе Особо ценного объекта на­цио­наль­ного наследия России «Государственный Цент­раль­ный теат­ральный музей им. А.А.Бахрушина»

Власьевский М. пер., 7,
кв. 8

6.

Российская Государственная библиотека

Воздвиженка ул., 3/5

7.

Российский государственный архив литературы и искусства

Выборгская ул., 3

8.

Музей С.С.Прокофьева (1891–1953) – В сос­та­ве Особо цен­ного объекта нацио­нального наследия России «Государ­ственный цент­раль­ный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»

Камергерский пер., 6

9.

Музей-квартира Г.С.Улановой – В составе Особо ценного объекта на­цио­наль­ного наследия России «Государственный Цент­раль­ный теат­ральный музей им. А.А.Бахрушина»

Котельническая наб., 1/15,
кв. 185

10. 

Дом П.И.Чайковского – Музей «П.И.Чай­ков­ский и Москва» – В сос­та­ве Особо цен­ного объекта национального наследия России «Государ­ственный цент­раль­ный му­зей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»

Кудринская пл., 46/54

11.

Здание МГУ на Ленинских Горах

Ленинские Горы, МГУ, 1

12. 

Усадьба Е.Р.Дашковой-М.С.Воронцова, кон. XVIII-XIX вв. – Особо цен­ный объект нацио­нального наследия России «Московская государственная консерватория»

Никитская Б. ул., 13/6

13.

Мемориальная усадьба Ф.И.Шаля­пина, Дом-музей Ф.И. Шаляпина – В сос­та­ве Особо цен­ного объекта национального наследия России «Государ­ственный цент­раль­ный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»

Новинский бульв., 25-27

14.

Филиал Малого театра – В сос­та­ве Особо цен­ного объекта национального наследия России «Государ­ственный Академический Малый театр»

Ордынка Б. ул., 69

15. 

Государственный архив Российской Федерации

Пироговская Б. ул., 17

16.

Российский Государственный архив древних актов

Пироговская Б. ул., 17

17. 

Дом-музей П.Д.Корина – В составе Особо цен­ного объекта национального наследия России «Государственная Третья­ковская галерея»

Пироговская М. ул., 16, с. 2

18. 

Храм Христа Спасителя (воссоздание 2000 г.)

Пречистенская наб., 37

19.

Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера – В сос­та­ве Особо цен­ного объекта нацио­нального наследия России «Государ­ственный цент­раль­ный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»

Тверская ул., 17,
кв. 110

20. 

Выставочный зал в Толмачах – В составе Особо цен­ного объекта национального наследия России «Государственная Третья­ковская галерея»

Толмачёвский М. пер., 6, стр. 1

С.Королёв


1. Далее в тексте: «Список».

2. Далее в тексте: «Перечень».

3. Так, ансамбль усадьбы Коломенское заявлен как село в Ленинском районе Московской области (!).

4. Так, в ансамбль Кремля и Красной площади, состоящий под охраной ЮНЕСКО, не включены (не поименованы в перечне) относящиеся к ансамблю: комплекс Воскресенских ворот с Иверской часовней и фундаменты Казанского собора на Красной площади. Необходимо сверить состав ансамбля Новодевичьего монастыря, принятого под охрану ЮНЕСКО, с охраняемым комплексом объекта культурного наследия РФ «Новодевичий монастырь».

5. Так, в перечень не включены такие объекты, как, например: здания Славяно-Греко-Латинской академии, Московского государственного университета на Моховой, Большого театра, Музея изобразительных искусств и мн. пр., – не менее ценных памятников, чем здание банка «Российский кредит» по Смоленскому бульв., 26/9, где В.И.Ленин открыл Клуб Октябрьской революции. Тем не менее, включены Средние торговые ряды, не состоящие под федеральной охраной.

6. Из списка исключены объекты, относительно которых приняты последующие решения соответствующих органов власти о снятии их с государственного учёта (исключении из списков госохранных объек­­тов).

7. С учётом недавнего переименования Б.Коммунистической ул. в ул. Александра Солженицына.

8. В городе одновременно ведётся и действуют несколько систем учёта недвижимых объектов по линии разных ведомств (БТИ, Москомархитектура, Москомзем, почтовая система адресов и пр.). Эти системы учёта различаются между собой частными данными и, кроме того, находятся в состоянии непрерывного изменения. Списки памятников истории и культуры готовились на протяжении 1960-2004 гг. и могут отличаться отдельными сведениями от каждой из упомянутых систем учёта.
И, наконец, ряд объектов культурного наследия (в основном, комплексного характера) могут быть соотнесены одновременно с несколькими адресами, и по предпочтениям составителей в разных перечнях используются разные адреса для описания одних и тех же объектов.
В настоящем списке адреса (с учётом новой топонимии) приводятся в соответствии с решениями о постановке под охрану.

9. Во-первых, разграничение длится несколько ряд лет и в настоящий момент не завершено (неясно, ког­да может быть завершено).
Во-вторых (главное), вопросы прав собственности на те или иные объекты не совпадают с вопросами предмета вeдения (полномочиями по государственной охране) тех или иных ведомств. Так, по нашему мнению, к вeдению федерального спецуполномоченного органа обязаны быть отнесены все объектыкультурного наследия, принятые под охрану государства решением федеральных органов государственной власти, независимо от разнообразия прав собственности на отдельные объекты (включая приватизированные объекты).
В-третьих, разграничение прав собственности предполагает в ряде случаев деление отдельных комплексных объектов между разными собственниками, что очевидно не способствует улучшению условий охраны данных объектов. Задача обеспечения сохранности памятников предполагает необходимость именно целостного вeдения их охраной вне зависимости от функциональных и имущественно-правовых особенностей отдельных элементов в составе комплекса.
В-четвёртых, объекты культурного наследия г.Москвы, подлежащие (подвергнутые) разграничению между федеральными и городскими ведомствами, учтены в настоящем списке. Проблему составляет наличие объектов культурного наследия федеральной категории охраны (федерального значения), не отнесённых к перечню на разграничение (оправдано опасение: учтены ли данные объекты в учётных данных городского и федерального спецуполномоченных органов ?).