Руссист>>> Общественный инспектор >>> Статьи В.К.Фатеева


Валерий Константинович ФАТЕЕВ

главный специалист по вопросам охраны памятников Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Другие статьи автора:


РЕМБРАНДТА НА КЕНИГСА БЕЗ ДОПЛАТЫ (реституция)

ТИХАЯ РЕСТИТУЦИЯ (реституция)

ВИРАЖИ ВОКРУГ ВИТРАЖЕЙ (реституция)

БИТВА ЗА ДЮРЕРА (реституция)

CОКРОВИЩЕ НИБЕЛУНГОВ - ДЛЯ КОВБОЕВ (реституция)

КАК ПРОДАЮТ ИСТОРИЮ (реституция)

КАК ОТДАВАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ! СЕРЕБРО НАЦИСТОВ (реституция)

У ПОДНОЖИЯ МАВЗОЛЕЯ

(Предварительный список памятников истории и культуры Москвы уничтоженных или искаженных при Юрии Лужкове )

ПРОТИВ ЛОМА-2
(Памятники истории и культуры, находящиеся под угрозой в Москве )

ВИРАЖИ ВОКРУГ ВИТРАЖЕЙ

Дума приняла в третьем чтении новый федеральный закон

 

Большом соборе Зимнего дворца открылась выставка "Витражи Мариенкирхе", на которой представлено 15 витражей церкви Святой Марии (Мариенкирхе) во Франкфурте-на-Одере. Всего же в Государственном Эрмитаже хранится 111 витражей, которые украшали алтарь Мариенкирхе.

Открывая экспозицию, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил уникальность выставки сразу по нескольким причинам. Во-первых, витражи, созданные для католической церкви, впоследствии ставшей протестантским храмом, впервые демонстрируются в православном соборе Зимнего дворца. Во-вторых, российский зритель впервые имеет возможность увидеть произведения искусства, посвященные житию Антихриста (подобные сюжеты и в католической традиции встречаются редко, а в православной - не изображались никогда).

Наконец, особый интерес к "Витражам Мариенкирхе" вызван еще и тем, что эти уникальные произведения XIV века были вывезены из Германии в годы Второй мировой войны и объявлены собственностью Российского государства в качестве компенсации за ущерб, причиненный Германией культурному наследию России. В связи с этим Михаил Пиотровский заявил, что испытывает гордость за то, что Эрмитаж первым начал выставлять шедевры, которые принадлежат прежде всего человечеству и только потом - конкретным музеям и владельцам.

" Конечно, - признался директор Эрмитажа, - всех нас волнует вопрос, будут ли витражи возвращены Германии. Неслучайно Эрмитаж так торопился с реставрацией витражей и подготовкой выставки. И какое бы решение ни приняла Госдума, теперь российский зритель получил возможность увидеть их в Эрмитаже ".

Госдума спустя три дня после открытия "Витражей Мариенкирхе" в Эрмитаже приняла сразу в трех чтениях закон о передаче Германии 111 витражей из церкви Святой Марии. Напомню, что просьба о возвращении витражей была высказана посольством ФРГ от 12 июня 1994 года российскому МИДу, что послужило основанием для рассмотрения данного вопроса Минкультуры России.

В 1997 году Государственная дума приняла закон о культурных ценностях, перемещенных во время Второй мировой войны, в соответствии с которым витражи были объявлены собственностью Российского государства. Новый закон давал Германии шанс на возможность возвращения витражей, поскольку в качестве исключения предусматривал возможность возвращения памятников, являющихся собственностью Церкви. Этим исключением и воспользовалось правительство Германии, предъявив официальные претензии по поводу возвращения витражей Мариенкирхе.

Надо сказать, что когда идея возвращения знаменитых витражей обсуждалась еще вполне гипотетически, она вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Мы предлагаем вам два мнения по этому вопросу.

Валерий ФАТЕЕВ, главный специалист по охране памятников МГО ВООПИК:

- Года два тому назад германская сторона согласилась финансировать работы по восстановлению разрушенной в ходе минувшей войны церкви Успения на Волотовом поле, относящейся к XIV веку. Одновременно немцы высказали настойчивое желание вернуть в Германию 111 витражных стекол XIV века, хранящихся в качестве предметов трофейного искусства в фондах Государственного Эрмитажа. Фактически Германия поставила вопрос о выкупе этого памятника у России.

Вопреки действующему в нашей стране Федеральному закону о перемещенных культурных ценностях, объявившему эти ценности федеральной собственностью, Министерство культуры РФ согласилось на предложение германской стороны. По существу, готовится продажа российской собственности иностранному государству, законом не предусмотренная.

Довольно подробно об условиях готовящейся акции газета "Культура" рассказывала в публикации Елены Анженковой "Десант на Волотовом поле", помещенной в № 39 за 2000 год.

Между тем оправдывать передачу витражей Германии возможностью за ее счет выстроить очередную копию погибшего памятника просто недопустимо. Ведь именно немцы виновны в его уничтожении. И не только этого храма: разрушены десятки шедевров древнерусского зодчества. Среди них - церкви Спаса на Нередице XII века, Николы на Липне XIV века, Спаса на Ковалеве XIV века, ансамбль Хутынского монастыря XII - XVI веков и многие другие. Из новгородского музея нацистами вывезено шесть тысяч одних лишь икон XII - XVIII веков, большинство которых являлись редчайшими образцами древнерусского искусства.

Впрочем, в последнее время Министерство культуры РФ стало отрицать связь между возвратом витражей и финансированием восстановительных работ в Волотове. Витражи, мол, передаются на основании действующего Федерального закона о перемещенных культурных ценностях как бывшее имущество религиозной организации. Ознакомившись с текстом закона, приходишь к выводу о том, что обязательность выполнения требований о возврате этого памятника ФРГ представляется вовсе не очевидной.

Обратимся к тексту упомянутого закона. Пункт 2 статьи 8 говорит о том, что под действие закона не подпадают (то есть не могут являться собственностью России) те культурные ценности, " которые являлись собственностью религиозных организаций... и не служили интересам милитаризма и (или) нацизма (фашизма) ".

Право, как известно, не терпит двусмысленности. По смыслу цитируемого текста ясно, что если культурные ценности, бывшие собственностью религиозных организаций, служили " интересам милитаризма и (или) нацизма (фашизма) ", то они становятся объектом собственности Российской Федерации и возвращению не подлежат.

Это законодательное требование далеко не случайно. Известно, что сотрудничество по убеждению с нацистским руководством в Германии после 1933 года приобрело тотальный характер.

Теперь, уважаемые руководители Министерства культуры, позвольте спросить, где документальные подтверждения "алиби" интересующей нас религиозной организации из Франкфурта-на-Одере ? Имеются ли таковые ?

Без сомнения, настойчивые попытки немецких и российских чиновников отобрать у нашей страны трофейные ценности будут продолжены.

Анатолий ВИЛКОВ, руководитель Департамента по сохранению культуры ценностей Минкультуры РФ:

- Наша служба обеспечивает работу Межведомственного совета по вопросам перемещенных культурных ценностей, и, когда мы занимались вопросом возвращения витражей Мариенкирхе из Франкфурта-на-Одере, хранящихся в Эрмитаже, провели экспертизы этих предметов, установили права собственности И мы определенно можем сказать что эти уникальные окна 1350-х годов никогда не служили целям фашизма или милитаризма Все документы, подтверждающие это, у нас имеются Дело в том, что витражи были демонтированы сразу после начала войны, находились опечатанные на складе и были вывезены советскими войсками уже в 1945 году Эти витражи имеют уникальное сюжетное содержание связанное с Антихристом Это законная собственность общины, которая по данным правительства Германии, никогда не была пособником фашизма Поэтому сегодня у России есть все основания, следуя букве закона (а именно Закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации") вернуть витражи Германии Правда, оговорюсь, что здесь есть одна тонкость Как выдающиеся произведения искусства они могут быть возвращены Германии только после принятия отдельного федерального закона это положение было заложено в закон о перемещенных культурных ценностях, но на практике реализуется впервые Государственная дума уже рассмотрела закон в трех чтениях и на этой неделе документ будет рассмотрен в Совете Федерации Мне хотелось бы еще особо подчеркнуть, что нельзя связывать то обстоятельство что параллельно с готовящейся передачей Германии витражей немецкая сторона участвует в восстановлении знаменитого храма Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгородской области, разрушенного во время оккупации области фашистами Финансирование реставрационных работ - жест доброй воли со стороны Германии

Материал подготовили Николай КОНОНИХИН и

Анна МАРТОВИЦКАЯ

Перепечатка из газеты "Культура", 2002, 11-17 апреля, № 15.