Руссист>>> Общественный инспектор >>> Статьи В.К.Фатеева


Валерий Константинович ФАТЕЕВ

главный специалист по вопросам охраны памятников Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Другие статьи автора:


РЕМБРАНДТА НА КЕНИГСА БЕЗ ДОПЛАТЫ (реституция)

ТИХАЯ РЕСТИТУЦИЯ (реституция)

ВИРАЖИ ВОКРУГ ВИТРАЖЕЙ (реституция)

БИТВА ЗА ДЮРЕРА (реституция)

CОКРОВИЩЕ НИБЕЛУНГОВ - ДЛЯ КОВБОЕВ (реституция)

КАК ПРОДАЮТ ИСТОРИЮ (реституция)

КАК ОТДАВАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ! СЕРЕБРО НАЦИСТОВ (реституция)

У ПОДНОЖИЯ МАВЗОЛЕЯ

(Предварительный список памятников истории и культуры Москвы уничтоженных или искаженных при Юрии Лужкове )

ПРОТИВ ЛОМА-2
(Памятники истории и культуры, находящиеся под угрозой в Москве )

Новые вандалы в Новом Иерусалиме

Неблагополучие в деле охраны памятников истории и культуры в нынешней России отмечают большинство авторов знакомых с этой темой. Проблема сохранения  национального культурного наследия особенно остро стоит в Москве  и московском  регионе.  Многие объекты культурного наследия здесь пребывают в стадии деградации,  некоторые оказались на грани исчезновения. Опасность уничтожения нависла и над всемирно известным историко - культурным и архитектурным ансамблем Воскресенского Ново – Иерусалимского монастыря, расположенным в 57 километрах от Москвы в городе Истре. Всемирно известный памятник истории и культуры 17-18  веков в спешном порядке готовят к  «реставрации», которая может оказаться для него роковой. Инициатором планируемых работ, предусматривающих значительные разрушения главного сооружения ансамбля - Воскресенского собора,  выступает руководство Центральных научно – реставрационных производственных мастерских при Министерстве культуры России – год российской истории, однако.

Подмосковный Новый  Иерусалим задумывался в подражание древней столице Иудеи, связанной с земным служением и крестной смертью Иисуса Христа. Возникновение на русской почве архитектурного комплекса и обширной системы  ландшафтно - топографических объектов, копирующих главные христианские святыни, обязано  амбициозному плану  церковной власти  России по ее превращению в новый центр Православия. Главная «национальная идея»  вынашивалась в окружении   Святейшего Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича под влиянием внешнеполитических успехов страны в середине 17 века.  Фактически  заново формулировалась историческая миссия русского государства в тогдашнем мире. «Русская Палестина»  с копией иерусалимского  храма Гроба Господня -  Воскресенским  собором, становилась частью  этого грандиозного плана.

Основание Воскресенскому собору было положено  самим Патриархом Никоном.  Здание  возводилось  «во  образ и подобие» храма  Гроба Господня с 1658 по  1685 годы с тринадцатилетним  перерывом  (1666 – 1679 гг.). План подмосковного храма с незначительными изменениями повторяет план прототипа. Во внешнем облике здания в полной мере отразились представления русского человека о Горнем Иерусалиме – «райском граде» как месте пребывания  душ  праведников.      

Композиция Воскресенского собора состоит из трех частей. В центре располагается главный  четырехстолпный массив собственно храма, завершающийся вверху кресчатым  объемом, увенчанным барабаном с главой. С востока к нему примыкает прямоугольный в плане  объем подземной   Константино -  Еленинской  церкви. С западной стороны расположена ротонда  («церковный двор»)  с каменной палаткой  (кувуклией), внутри которой находится массивный камень – Гроб Господень. Ротонда Гроба Господня первоначально венчалась кирпичным шатром опиравшимся на барабан с пролетом в 22 метра и внутреннюю  2-х ярусную кольцевую аркаду.   К южному фасаду храма до декабря 1941 года примыкала 75-метровая колокольня, от которой ныне сохранилась нижняя часть в поврежденном состоянии.
Внешний  облик храма отмечен исключительным своеобразием. Его формируют многочисленные разновеликие объемы, круглые и граненые барабаны с главками, разнообразные порталы и оконные наличники. Особую нарядность зданию придавали многоцветные изразцы, выполненные белорусскими мастерами. Они несколькими ярусами покрывали стены здания. Изразцами были украшены карнизы храма,   обрамления  входов и наличники окон.  Из них были выполнены многочисленные скульптурные изображения херувимов и серафимов, а также «летопись» строительства храма и полихромные панно на его центральном  барабане.   В интерьере Воскресенского собора из полихромных изразцов были собраны 5 иконостасов. Фоном всему этому многоцветию служила цветная же обмазка стен.                                 

В своем первоначальном виде собор просуществовал до 1723 года.  В этом году 23 мая при архимандрите Лаврентии Горке  обрушился каменный шатер, перекрывавший внутреннее пространство ротонды.  С этого времени начался период многочисленных перестроек храма, в результате которых сформировался его новый облик.

С  1730 по 1735 годы  при архимандрите Мельхиседеке  остатки рухнувшего шатра,   второй  ярус кольцевой  аркады и стены  ротонды 17 века  были полностью разобраны.  По проекту архитектора Ивана Федоровича Мичурина ротонда на вновь заложенном  фундаменте и второй ярус несущей аркады  отстраиваются заново, укрепляются несущие конструкции сооружения.  Эти работы носили реставрационно – восстановительный  характер.  В ходе них воссоздавалось изразцовое убранство здания.
Лишь спустя два  десятилетия по проекту петербуржского  зодчего Бартоломео  Растрелли московским  архитектором  Карлом Бланком на укрепленной к тому времени и реконструированной Мичуриным  аркаде возводится новый световой барабан и шатер с  3-мя ярусами окон-люкарн.  Конструкция шатра  была выполнена из дерева.  Работы  осуществлялись при архимандрите Амвросии  с 1756 по 1761 годы.  Ротонда и интерьеры  Воскресенского собора в этот период  были оформлены  в новом стиле европейского барокко.
В окончательно сложившемся виде ансамбль Воскресенского собора и монастыря просуществовали 180 лет. В ноябре 1941 года Истра была занята немецко – фашистскими захватчиками.  10 декабря при  отступлении из города немцы взорвали  собственно собор, шатер над ротондой и колокольню храма. Одновременно взрывами  были уничтожены  все 8 башен и 5-ти ярусная Входоиерусалимская церковь, венчавшие  монастырскую ограду. Своды трапезных палат при Рождественской церкви также были обрушены.

С 1952 года начинаются реставрационно – восстановительные работы по зданиям монастырского ансамбля, продолжающиеся по настоящее время. За этот период была проведена огромная работа, в результате которой восстановлены  8 башен монастырской ограды и надвратная церковь. Полностью восстановлены западные несущие пилоны собора с подпружными арками, на которых воссоздан центральный  барабан храма с вызолоченной главой. В 1975 году над ней был установлен 5-метровый крест. Колоссальный объем научно – исследовательских, поисковых и проектных работ был проведен по воссозданию разрушенных взрывом «летописи» Воскресенского собора и изразцовых панно на его барабане.  Полностью восстановлены кирпичные своды и фасады трапезных и больничных палат при Рождественской церкви.

Уникальные по сложности работы проводились на скиту Патриарха Никона в Гефсиманском саду. Здесь заменена утратившая несущую способность  кирпичная кладка основания, восстановлена винтовая каменная лестница в верхние помещения, отреставрированы палатка, крест и звонница на кровле скита.
В 1985 году открывается очередной этап в восстановлении исторического облика памятника – начат монтаж металлоконструкций по новому проекту шатра над ротондой Воскресенского собора  с архитектурными  параметрами проекта архитектора Бориса Малхасова. С этого времени памятник находился в центре внимания многочисленных специализированных памятно – охранных и реставрационных организаций, независимых экспертных сообществ.  Более детальный обзор проведенных экспертиз, процедур согласования и утверждения параметров сооружения подтверждает обоснованность его архитектурных характеристик.

  В ходе проектирования шатра проводились всесторонние  проверки его параметров и геометрии, обсуждения проекта на научно-методических и реставрационных советах треста «Мособлстройреставрация», Областного отделения ВООПИиК, Центрального Совета ВООПИиК, организации  Мособлстрой,  Министерства культуры РСФСР, Министерства культуры СССР. Геометрические параметры шатра получили всеобщее одобрение, после чего в 1980 году было выдано реставрационное задание на его восстановление, разработанное членом Научно – методического совета Министерства культуры СССР Петровым. Задание утверждено председателем президиума Московского областного отделения  ВООПИиК  Н.В. Барановым, тогдашним Заместителем Председателя Госстроя СССР.  

Проект конструкций нового шатра был разработан  ЦНИИЭП им. Мезенцева по выданным институту согласованным и утвержденным параметрам. Одним из основных требований Задания являлось обеспечение доступа внутрь конструкции шатра и возможности проведения на ней работ, профилактических осмотров и проветривания.  Данное требование выполнено  в  реализованном проекте в полной мере,  что гарантирует обеспечение  надежности и долговечности конструкций  шатра. 

Особого упоминания заслуживает проводившаяся по настоянию контролирующих организаций работа по уточнению параметров шатра в ходе его строительства. Эта работа выполнялась с натурным макетированием и фотосовмещением исторических архивных снимков шатра и полной развертки панорамы всего монастырского ансамбля с фотоснимками строящегося шатра. Эта работа также подтвердила правильность геометрических характеристик объекта, выданных институту ЦНИИЭП им. Мезенцева.
Таким образом, вопросы согласования и утверждения параметров, геометрии и конструкций шатра ротонды Воскресенского собора  были закрыты к 1985году.  Все  принятые по объекту решения являлись коллегиальными и носят абсолютно легитимный характер.

В 1987 – 1988 гг. по требованию Министерства культуры СССР проводилась комплексная экспертиза проекта, порученная  институту «Спецпроектреставрация». В очередной раз были подтверждены правильность параметров, по которым разработан проект ЦНИИЭП им. Мезенцева и ошибочность методики автора параллельного проекта архитектора М.Б. Чернышёва. Письмо директора института  Ю.П. Калиниченко с уведомлением о результатах экспертизы было направлено тогдашнему Заместителю Министра культуры РСФСР А.И. Шкурко и в Главное управление культуры Мособлисполкома. В настоящее время Ю.П. Калиниченко является председателем Экспертного совета рабочей группы по восстановлению Ново – Иерусалимского  монастыря.

Вопреки появившимся утверждениям о консервационном характере шатра необходимо отметить, что шатер является полноценным сооружением. Его каркасная  радиально-кольцевая конструктивная система позволит проводить постоянную проверку его состояния после восстановления интерьера, осуществлять своевременное обслуживание и, при необходимости, выполнять ремонт и усиление конструкций.
Столь подробное перечисление согласований и утверждений параметров  шатра и обстоятельств принимавшихся решений, необходимы для того, чтобы показать всю абсурдность последующих (нынешних) попыток их  ревизии.     

Для реализации задач, связанных с восстановлением ансамбля Ново – Иерусалимского монастыря,  в 2009 году был создан благотворительный фонд по реставрации памятника и попечительский совет, возглавляемый Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Вслед за этим  создается авторский коллектив по реставрируемому объекту, в который входят известные архитекторы – реставраторы, научные работники, специалисты – музейщики.

В 2010 году разрабатывается  «Концепция»  воссоздания монастырского ансамбля и Святых мест «Русской Палестины». Пункт  7.1. Реставрация Воскресенского собора названной «Концепции» так формулирует главную задачу: «Основной целью реставрационных работ является возвращение Воскресенскому собору исторического облика во всей полноте первоначального замысла и с учетом этапов его сложения, проведенных ранее ремонтно – реставрационных работ и на основании результатов комплексных научных исследований».  Сказано четко и недвусмыссленно.  Совершенно очевидно, что «проведенные  ранее ремонтно – реставрационные работы» являются одним из этапов  возвращения памятнику его исторического облика. Не случайно разработанные положения  документа получили в феврале 2010 года благословение Патриарха Московского и  Всея Руси Кирилла. Документ согласован также руководителями Росохранкультуры, Министерства культуры Правительства Московской области, Управления по реконструкции и развитию уникальных объектов, Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского м-ря, заказчиком работ наместником м-ря Игуменом  Феофилактом и другими.

И вот сегодня выясняется, что принятые ранее решения, проведенные экспертизы, согласования, утверждения и благословения Святейшего ровным счетом ничего не значат. Решается вопрос о разборке  всех  тех элементов композиции Воскресенского собора, что были восстановлены усилиями десятков  реставраторов – проектировщиков и производственников   высочайшей квалификации в предшествующий реставрационный период. Причина  продавливания столь радикальных предложений проста и всем очевидна – это желание и возможность «притаранить» часть колоссальной  суммы инвестиционных и бюджетных средств, выделенных на реставрацию Нового Иерусалима.  Что и кем планируется  осуществить в ходе реализации   столь грандиозного разрушительного замысла и чего ради ?  

В 2011 году авторским коллективом Центральных научно – реставрационных производственных мастерских Министерства культуры РФ были разработаны предложения по демонтажу существующего шатра и монолитного железобетонного пояса под ним. Намечено также полностью разобрать барабан крестовой части собора и большую главу храма. Фактически памятник приводится в то состояние, в котором он находился в 1941 году сразу после  взрыва отступавшими гитлеровцами. Последствия планируемой  акции могут значительно превзойти урон, нанесенный шедевру мировой архитектуры немецко – фашистскими вандалами. 

Далее предлагается восстановление шатра в деревянных конструкциях с использованием современных технологий и современных материалов. По сути дела запущена машина окончательного уничтожения памятника. 

Новая конструкция шатра состоит из 20 клееных балок сечением 32х82 см, поставленных пирамидально. Имеются кольцевые связи, состоящие из клееных пластин толщиной 8 см.  Заполнение между основными конструкциями представляет собой систему утепления из многослойных панелей. Соединение осуществляется за счет металлических фасонных деталей и гвоздей. Глава выполнена из клееного дерева. Запроектированная конструкция представляет собой панельно – сборный вариант, применяемый в строительстве быстро сборных малобюджетных сооружений. Состоит из фанерно – клееных элементов, рассчитанных на непродолжительный период эксплуатации. Применяемые материалы являются аналогом российских  ДСП.

Предлагаемое  проектное предложение абсолютно чуждо архитектурным традициям России, традициям российской и советской школы  реставрации. Игнорируется тот факт, что в ходе ведущихся на протяжении 60 лет работ по изучению и реставрации памятника на нем выросло целое поколение архитекторов, вступивших в соавторство с зодчими 17 и 18 веков и досконально изучивших творческую манеру создателей уникального сооружения.

Разборка существующего шатра с монолитным поясом и центральной главы с барабаном  над крестовой частью опасны, поскольку ведут к разрушению  основных несущих конструкций  памятника. Состояние стен, долгое время находившихся в аварийном состоянии и многократно перестраивавшихся, может в результате разборки оказаться катастрофическим. Динамические нагрузки при демонтаже шатра, неизбежное их перераспределение  при снятии монолитного опорного кольца под шатром неизбежно приведут к ослаблению несущей способности венчающей ротонды и кольцевой аркады. Незащищенность несущих конструкций от атмосферных осадков в ходе работ также грозит многочисленными утратами архитектурных элементов.

Ознакомление с проектными материалами ЦНРПМ позволяет сделать следующие выводы. Внесены изменения в геометрию вновь проектируемого шатра, не прошедшие экспертиз и серьезных проверок. Это отличает в худшую сторону новый проект от проекта металлического шатра. Работа предыдущих поколений реставраторов, многократно проверенная и получившая положительные экспертные заключения, игнорируется в корпоративных интересах.

 Совершенно очевидна надуманность множества аргументов, выдвигаемых в качестве причин необходимости разборки существующего шатра. Решение таких вопросов, как  восстановление интерьера или утепления шатра, будто бы невозможное при его эксплуатации, было изначально предусмотрено в осуществленном проекте.

 Проектирование новой архитектурной химеры задумано руководством  ЦНРПМ и чиновниками Министерства культуры ради «освоения» средств,   под искусственно создаваемые объемы работ, не требующих высокой квалификации исполнителей. О сложных работах по реставрации интерьеров памятника и восстановлении его декоративного убранства  нынешнему поколению россиян  можно будет забыть навсегда.

Но это еще не все. Внезапно появившийся проект укрепления северного, якобы оползневого склона монастырского холма, создал новый источник угрозы существования  монастырского ансамбля.  Проект  «укрепления» разработан  фирмой «ИГИТ».

Необходимо напомнить, что история 350 – летнего существования объекта свидетельствует об устойчивости холма, не требующего никаких дополнительных мероприятий по укреплению.  Названное решение принято на основании завышенного коэффициента устойчивости, что недопустимо при реставрации объектов культурного наследия столь высокого ранга,  каковым является Ново-Иерусалимский монастырь.

Проектом предлагается  устроить по склону 1476 буро- иньекционных свай,  144 горизонтальные  анкерные сваи, а в основании холма – 197 буро-набивных свай диаметром 400 мм на глубину 8-10 м.  Предусмотрено также  устройство 450 м  железобетонных ростверков по склону и 110 м в основании холма с общим расходованием бетона около 1000 куб. м. Названные масштабные мероприятия, как и намеченная забивка свай, отрицательно повлияют на состояние архитектурного ансамбля и гидрогеологию реконструируемого участка. Неизбежно искажение исторического облика памятника и всего исторического ландшафта. Грубое вмешательство в природную и культурную среду неизбежно скажется и на состоянии монастырского ансамбля в будущем.

И, наконец, самое страшное в этой истории -  чиновничьи игры, затеянные вокруг работ в Новом Иерусалиме. Они уже лишили  многих реставраторов – профессионалов возможности высказать свою точку зрения на ведущиеся и планируемые работы, дать оценку новому проектному решению по шатру.
Историко – культурная экспертиза по новому проекту выполнена с отступлениями от «Положения о государственной историко – культурной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства РФ № 569 от 15.07.2009г. В составе экспертной группы представлены искусствовед, инженер – строитель и специалист в области геолого – минералогических наук. Отсутствуют архитектор и конструктор.  Недостаточна полнота экспертируемых материалов,  нет сведений  о заказчике экспертизы.
В связи с перечисленными обстоятельствами и во избежании трагических последствий наиболее важная – конструктивная часть проекта -  должна пройти повторную госэкспертизу.  Результаты экспертизы в соответствии с установленным порядком и значимостью памятника необходимо рассмотреть на Федеральном научно – методическом совете при Министерстве культуры РФ.  Проектные предложения по укреплению северного склона монастырского холма также подлежат рассмотрению ФНМС.
Но именно этого стараются не допустить противники строгого научного подхода к реставрации знаменитого ансамбля. Все возникающие вопросы реставрации памятника решаются келейно в узком кругу «заинтересованных» лиц.

 К примеру, проектная документация по деревянному шатру была рассмотрена лишь внутренним  Экспертным советом Благотворительного фонда на «круглом» столе без участия независимых специалистов. Неоднократные  обращения архитекторов-реставраторов, инженеров и  конструкторов  с 40-45 летним стажем работы на памятнике, а также руководства Московского областного отделения ВООПИиК в Министерство культуры РФ,  другие инстанции с просьбами рассмотреть вновь разработанные проектные материалы и экспертизу проекта на ФНМС при МК РФ  остаются без ответа. Уникальное инженерное сооружение, результат творческой мысли российской реставрационной школы  - шатер ротонды Воскресенского собора готовят к разборке.

Похоже, разрубить узел, сплетенный из корыстных корпоративных интересов с одной стороны и гражданских, научных и художественно-эстетических – с другой,  поможет лишь вмешательство Председателя попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского монастыря Дмитрия Анатольевича Медведева. В противном случае все мы рискуем в ближайшее время  оказаться на руинах некогда всемирно – известной «Русской Палестины».
 
Фатеев В. К.