Руссист>>> Общественный инспектор >>> Статьи В.К.Фатеева


Валерий Константинович ФАТЕЕВ

главный специалист по вопросам охраны памятников Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Другие статьи автора:


РЕМБРАНДТА НА КЕНИГСА БЕЗ ДОПЛАТЫ (реституция)

ТИХАЯ РЕСТИТУЦИЯ (реституция)

ВИРАЖИ ВОКРУГ ВИТРАЖЕЙ (реституция)

БИТВА ЗА ДЮРЕРА (реституция)

CОКРОВИЩЕ НИБЕЛУНГОВ - ДЛЯ КОВБОЕВ (реституция)

КАК ПРОДАЮТ ИСТОРИЮ (реституция)

КАК ОТДАВАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ! СЕРЕБРО НАЦИСТОВ (реституция)

У ПОДНОЖИЯ МАВЗОЛЕЯ

(Предварительный список памятников истории и культуры Москвы уничтоженных или искаженных при Юрии Лужкове )

ПРОТИВ ЛОМА-2
(Памятники истории и культуры, находящиеся под угрозой в Москве )
Третьи Кадашевские чтения. Некоторые итоги


     Третьи Кадашёвские чтения, проводившиеся 29 - 30 мая 2008 года в церкви Воскресения в Кадашах, были посвящены московским храмам и их среде. Однако, содержание представленных докладов и сообщений далеко выходило за рамки заявленной темы, отражая растущий общественный интерес к проблемам русской, истории, задачам духовного просвещения народа, вопросам сохранения памятников православной культуры в Москве.
     С приветственным вступительным словом выступил настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Александр Салтыков. Он отметил, что Москва постепенно превращается в бездуховный город, живущий чисто материальными интересами, поисками развлечений и удовольствий. Город превратился в огромный, караван-сарай, где встречаются купцы востока и запада. Это очень тревожно. Подобные явления приходилось наблюдать и в новой столице Казахстана - Астане. Там архитекторами создано высотное сооружение "Древо жизни" и посетитель, поднимаясь по этажам этого здания, в конце концов, оказывается на самом верху, где можно хорошенько напиться и расслабиться. Тоже весьма символично!
     Кандидат технических наук, специалист по вопросам окружающей, среды Тамара Васильевна Базылева в своём выступлении настаивала на том, что принцип купи-продай для нашей, страны разрушителен. Нужна стратегия развития России, а её нет. В Воронежской области пустует 1млн. 300 тыс. га земли. Необходимо использовать нравственный потенциал нашего народа. Этот ресурс у нас не задействован совершенно.
     Сообщение отца Александра Мазырина о малоизвестной странице жизни Москвы - Григорианском расколе 1920-х годов - вызвало живой, интерес присутствующих. Во главе раскола вначале стоял архиепископ Григорий Яцковский. Раскольники захватили в Москве Владимирский собор Сретенского монастыря и Малый, собор Донского монастыря. Потом раскольник епископ Борис (Рукин) захватил ещё два храма: Богородицы на Никольской улице и Св. Троицы «на Грязях», где устроил кафедру. Вскоре Моссовет закрыл церковь Св. Троицы. Чуть позже к раскольникам отошла и церковь Сорока Севастийских Мучеников напротив Новоспасского монастыря. Но вскоре раскольники свою деятельность прекратили. Эта тема требует дальнейшего тщательного изучения, поскольку здесь многое неясно.
     Огромный, интерес слушателей вызвал доклад профессора, доктора геолого-минералогических наук, член-корр. РАЕН Сергея Николаевича Чернышёва об Александре Дмитриевиче Самарине - дедушке докладчика по материнской линии. Александр Самарин - выдающийся церковный, и государственный деятель конца 19 - начала 20 веков. О нём упоминает в своих трудах Александр Солженицын и ряд историков, специализирующихся по упомянутому периоду. Самарин был членом Государственного Совета, одним из кандидатов на место митрополита Московского, но при избрании уступил будущему Патриарху Тихону (Белавину). Он является автором записки о недопустимости утверждения в России совещательной Государственной Думы, видя в ней учреждение способное спровоцировать в стране разрушительную революцию. Николай II предлагал Самарину должность Обер-Прокурора Синода, но получил отказ. Самарин не покинул Россию после октябрьских событий. На допросе в ЧК 8 октября 1918 года отстаивал интересы церкви. Выступал за ликвидацию Синода как части госаппарата, одновременно, за внутреннее сплочение церкви. Являлся противником вооружённой борьбы. Александр Дмитриевич был арестован, но не расстрелян. После победы большевистской революции он ходил в Саров. В 1925 году Самарин был в Москве предводителем дворянства. Тогда же его приговорили к смертной казни, но в связи с её отменой в тот период дали срок до победы Мировой Революции. 5 лет он сидел в Якутии. Умер Александр Дмитриевич 31 октября 1933 года в Костроме.
     Ещё одному выдающемуся деятелю России Александру Васильевичу Суворову было посвящено сообщение Анатолия Георгиевича Серёгина. Принято считать, что Суворов родился в 1730 году. Это неверно. В действительности будущий русский полководец появился на свет в 1729 году и вовсе не в Москве, как долгое время думали. Согласно имеющимся документальным свидетельствам мать А.В. Суворова Авдотья Феодосьевна Манукова была армянкой, православной. Семья Суворовых проживала в принадлежащем им сельце Каменка Новгородской пятины. Мать Суворова разрешилась от бремени в другом селе - Никандрово во время церковной службы в храме этого села 4 ноября 1729 года. 13 ноября этого же года состоялись крестины младенца. Этот день должен официально отмечаться как дата рождения великого русского полководца.
     0 московских местах, связанных с жизнью и чудесами Святого Василия Блаженного, Московского чудотворца рассказала студентка РГГУ Ольга Степанова. Чудотворец, как известно, умер в 1552 году. Иоанн Грозный, в 1554 году повелел выстроить над его могилой храм Василия Блаженного. В 1588 году были обретены мощи Святого и царём Феодором Иоаннови чем был устроен десятый, столп храма, под которым установлена рака с мощами Василия Блаженного. В Москве в церкви Иоанна Воина есть икона этого Святого. Достоверно известно, что Василий родился в Елохове. Засвидетельствованы его появления на улице Варварке, на Васильевском спуске, Васильевском лугу (место Воспитательного дома) и других местах.
     Об успехах общественного движения за воссоздание Страстного монастыря на Пушкинской площади проинформировала присутствующих координатор группы исследователей по этому заповедному участку города член общества "Старая Москва" Аида Александровна Мелихова. На указанной территории по сообщению докладчицы сохранились остатки монастырских строений, а также фундаменты церкви Димитрия Солунского. В 2006 году активисты общества "Старая Москва" подали в Москомнаследие заявку о постановке остатков названных памятников под госохрану в качестве памятника археологии. К настоящему времени общественности удалось добиться от московских властей отмены строительства на Пушкинской площади планировавшегося ранее четырёхуровневого торгового центра. Тоннельный транспортный проезд под Тверской в этом месте пока остаётся в планах строителей. На очереди - рассмотрение предложений по воссозданию основных строений Страстного монастыря.
     Тему сохранения и воссоздания исторического облика столицы России затронул и инженер-конструктор Борис Николаевич Решетников. Докладчик отметил, что Москве за годы атеизма был нанесён колоссальный, ущерб. Сегодня возникла потребность воссоздания сотен уничтоженных шедевров, московской архитектуры. Автор предлагает восстанавливать их по возможности на старых местах в современных строительных материалах. Если же воссоздание исчезнувшего памятника затруднительно, то его необходимо осуществлять на новой территории. Восстанавливать нужно всё, что исчезло с лица города в новых строительных материалах и конструкциях. Эти предложения вызвали скептические замечания присутствующих, т.к. задача сохранения и воссоздания культурного наследия Москвы автором этой идеи была подана слишком наивно и механистически.
     Немало докладов на конференции было посвящено исследованиям храмов, проблемам их научной реставрации и восстановления. Об истории храма Феодора Студита у Никитских ворот и его росписях рассказал Дионисий Денисов - заместитель старосты этого храма.
     Храму Рождества Богородицы в Бутырской, слободе, проблемам истории храма и его прихода посвятил свой, доклад студент РГГУ Никита Брусиловский. Материалы проведённых историко-архивных и натурных исследований, этого выдающегося памятника русской, архитектуры позволяют с достаточной, полнотой, восстановить его исторический, облик. После закрытия в 1935 году архитектурный, шедевр 17 века был доведён до состояния руины, полностью утратил трапезную. От колокольни с четырьмя ярусами слухов сохранился лишь первый ярус сооружения. Уничтожены завершения собственно храма, четверик которого в процессе его эксплуатации, различными пользователями был разделён на четыре этажа. В 19 веке храм Рождества являлся центром миссионерской деятельности, был чрезвычайно знаменит. Вокруг него складывались исторические мифы, одним из персонажей которых был император Наполеон, якобы, не позволивший разрушить великолепный храм, поразивший завоевателя своей красотой. В интерьере храма сохранилась роспись стен, сделанная на темы тропаря
     Богородицы. Есть изображения святителей. Главным виновником разрушения здания является завод "Знамя", снёсший огромную трапезную храма Рождества. В настоящее время завод из занимаемого им памятника выезжать не собирается. В 1999 году сохранившаяся нижняя часть колокольни, выходящей на Бутырскую улицу, была передана верующим. Собственно храм,
стоящий по Новодмитровской улице, был передан верующим лишь в 2006 году. Предварительные историко-архивные розыскания говорят о наличии большого количества документов по храму, что позволяет подготовить обоснованные проектные предложения по его восстановлению и реставрации.                                              
     С предложением о воссоздании несуществующего храма Николы Явленного на Арбате выступил архитектор-реставратор Виктор Фёдорович Коршунов. Первоначальный храм Николы на этом месте относился к 16 веку. В 19 веке древний храм был заменён новым, впоследствии снесённым. До настоящего времени на чёткой стороне улицы Арбат сохранился небольшой фрагмент колокольни храма. Разработан проект её воссоздания в масштабе с включением этого фрагмента. Подготовка проекта воссоздания самого храма также вполне осуществима. Имеется проект реконструкции улицы Арбат, в составе которого можно предусмотреть воссоздание комплекса храма. Хорошо было бы вернуть на Арбат и книжную букинистическую торговлю вместо процветающей здесь торговли ювелирными изделиями.
     Ещё об одной части культурного наследия Москвы - изразцовом убранстве её памятников - рассказала зав. сектором керамики музея "Коломенское" Светлана Измаиловна Баранова. Состояние многих памятников изразцового искусства в Москве сегодня вызывает тревогу. Изразцы Крутицкого теремка, церкви Рождества в Бутырках, собора Покрова в Измайлово разрушаются. При обследованиях выяснено, что изразцовое убранство Верхоспасского собора в Кремле, Крутиц во многих местах заменено некачественными подделками. Это убранство надо восстанавливать. В настоящее время готовятся большие реставрационные работы на «Крутицком теремке». В дальнейшем планируется реставрация и других памятников столицы.
     По итогам проведённых чтений был отмечен высокий знаточеский и научный уровень прочитанных докладов, а также большая заинтересованность участников в сохранении национального достояния России.

Июнь 2008