Руссист>>> Общественный инспектор >>> Статьи В.К.Фатеева


Валерий Константинович ФАТЕЕВ

главный специалист по вопросам охраны памятников Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Другие статьи автора:


РЕМБРАНДТА НА КЕНИГСА БЕЗ ДОПЛАТЫ (реституция)

ТИХАЯ РЕСТИТУЦИЯ (реституция)

ВИРАЖИ ВОКРУГ ВИТРАЖЕЙ (реституция)

БИТВА ЗА ДЮРЕРА (реституция)

CОКРОВИЩЕ НИБЕЛУНГОВ - ДЛЯ КОВБОЕВ (реституция)

КАК ПРОДАЮТ ИСТОРИЮ (реституция)

КАК ОТДАВАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ! СЕРЕБРО НАЦИСТОВ (реституция)

У ПОДНОЖИЯ МАВЗОЛЕЯ

(Предварительный список памятников истории и культуры Москвы уничтоженных или искаженных при Юрии Лужкове )

ПРОТИВ ЛОМА-2
(Памятники истории и культуры, находящиеся под угрозой в Москве )

Дышло вместо закона

Тверской бульвар когда-то считался одним из красивейших на Бульварном кольце столицы и долгое время был самым любимым местом встреч и прогулок москвичей . За что и получил у них название "зелёного клуба". Это полюбившееся жителям древней столицы место неоднократно описано авторами многочисленных путеводителей по Москве , литераторами и краеведами . Сюда приводили своих персонажей многие русски е писатели, в том числе А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, А.П. Чехов и другие.

Возник Тверской бульвар одним из первых в 1796 году после сломки проходившей здесь стены Белого города . Вдоль бульвара по о бе его стороны располагались дома и усадебные строения , отличавшиеся богатством и красотой архитектуры . Своими художественными досто инствами среди самых известных зданий особо примечателен был и до самого последнего в ремени оставался дом генерал-майора екатеринин ского в ремени Ивана Николаевича Римского-Корсакова .

Дом состоял из нескольких разновременных построек 18-19 в еков, представлявших до конца 18 века два самостоятельных владения. Одно из них – северное с кирпичными палатами принадлежало е 1728 году князьям Лобановым-Ростовским, затем перешло к Друцким, у которых было куплено Корсаковым для своей возлюбленной Екатерины Строгановой. Жилые палаты с художественными интерьерами, дошедшими до нашего времени, являлись основным зданием этого владения. Предположительно именно сюда к Римскому-Корсакову приходил А.С. Пушкин , собиравший материл о времени Екатерины Великой.

Южные палаты, существовавшие в 1759 году, вначале принадлежали Несвицким, потом стали собственностью Белозерских, которые также продали их Корсакову. Став владельцем в сего комплекса, Корсаков после 1812 года перестраивает корпуса, стоявшие торцами к бульвару, объединяя их общим классическим фасадом, протянувшимся вдоль бульвара. К I 830-м годам перестройка владения была завершена и оно ста­ новится красивейшим ампирным ансамблем Москвы дом Римского-Корсакова "с большим великолепным садом, с беседками, статуями и прудами" вызывал восхищение современников и, по свидетельству очевидца, "посещался всей Москвой".

В 1960-м году комплекс усадьбы был поставлен под государственную охрану в качестве памятника архитектуры республиканского значения соответствующего ныне федеральному статусу охраны объектов культурно го наследия . Этот статус дважды был подтвержден указами Президента Российской Федерации.

В 1990-е годы на памятнике непрерывно велись реставрационные работы, в результате которых ансамблю в значительной степени был возвращён изначальный облик. Переломным этапом стал 2000-й год, когда Решением Правительства Москвы № 431 от 13 июня комплекс был передан коммерческим организациям 000 "Кросс-Лайн" и ЗАО "Констел". Докумен том предусматривалась его реконструкция под "Культурный центр русской старины" с реставрацией отдельных корпусов и всех фасадов .

Фактически все работы на объекте с конца 2001 года проводил инвестор ООО "Кросс-Лайн". Как выяснилось впоследствии реставрация сохранного объекта в планы инвестора не входила. В начале 2002 года руководство этой организации обратилось в Министерство культуры просьбой "уточнить" состав памятника. И Первый заместитель министра заместитель министра культуры Н.Л. Дементьева сообщила инвестору, что строения 4,5 и 6 усадебного комплекса не входят в состав памятника, "отменив" таким образом Постановление Совмина PC Ф CP № 1327 от 30.08. I960 года о в зятии комплекса под охрану и указы Президента Российской Федерации, подтвердившие это Постановление.

Несмотря на грубейшее нарушение законов РСФСР и Российской Федерации, запрещающих снос памятных объектов, госорганы охраны памятников г. Москвы дали разрешение на снос трех корпусов, ч то и было осуществлено летом 2002 года. Стоит ли говорить о том, что для выво да названных строений из списка памятников необходимо было как минимум новее Постановление Правительства России, ставившего знаменитый дом под государственную охрану. Но порядки в Москве сегодня таковы, что интересы новоявленных хищников - собственников исторических зданий становятся превыше любого закона.

Уничтожив половину усадьбы, ООО "Кросс-Лайн" принялся за строе ния 1,2 и 3, принадлежность которых к памятникам никем не оспаривалась и, более того, была подтверждена Отделом охраны недвижимых памятников Министерства культуры РФ е письме в адрес руководства Московской социально-экологической федерации, пытавшейся их спасти.

Действуя не мытьем, так катаньем, инвестор в течение 2003 - начале 2004 годов без каких-либо решений и правительственных постановлений снёс оставшиеся корпуса I, 2 и 3 усадебного комплекса. В ходе этих работ ООО "Кросс-Лайн" проигнорировал шесть предписаний Главного управления охраны памятников г. Москвы с предупреждениями об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 243 УК Российской Федерации. Именно в этот период был уничтожен двухэтажный корпус с высокохудожественными интерьерами, подлежавший первоочередной реставрации и сохранению. В течение полутора лет постройки знаменитой усадьбы были превращены в груды строительного мусора. Разбой был учинен на виду всей Москвы и продолжался, несмотря на многочисленные выступления прессы в защиту уникального памятника московского ампира. Одна лишь газета "Известия" поместила на своих страницах пять публикаций, посвященных варварской реконструкции архитектурного шедевра.

Слом усадьбы И.Н. Римского-Корсакова с самого начала был задуман для строительства под ней подземной автостоянки и возведения огромных наземных корпусов развлекательного комплекса. И, хотя строительство на месте объектов культурного наследия, как и их снос, запрещены законом, все службы охраны памятников, как московские, так и федеральные, пренебрегли этим требованием. Многочисленные обращения в защиту памятника организаций и частных лиц, направленные в правоохранительные органы Москвы и Генеральную прокуратуру, также не дали положительных результатов.

Возбужденные для выпускания пара общественностью уголовные дела были вскоре закрыты, а на месте знаменитого дома екатерининского вельможи появился очередной бетонный монстр - символ правового беспредела власть предержащим.

сентябрь 2007