Руссист>>> Общественный инспектор >>> Статьи В.К.Фатеева


Валерий Константинович ФАТЕЕВ

главный специалист по вопросам охраны памятников Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Другие статьи автора:


РЕМБРАНДТА НА КЕНИГСА БЕЗ ДОПЛАТЫ (реституция)

ТИХАЯ РЕСТИТУЦИЯ (реституция)

ВИРАЖИ ВОКРУГ ВИТРАЖЕЙ (реституция)

БИТВА ЗА ДЮРЕРА (реституция)

CОКРОВИЩЕ НИБЕЛУНГОВ - ДЛЯ КОВБОЕВ (реституция)

КАК ПРОДАЮТ ИСТОРИЮ (реституция)

КАК ОТДАВАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ! СЕРЕБРО НАЦИСТОВ (реституция)

У ПОДНОЖИЯ МАВЗОЛЕЯ

(Предварительный список памятников истории и культуры Москвы уничтоженных или искаженных при Юрии Лужкове )

ПРОТИВ ЛОМА-2
(Памятники истории и культуры, находящиеся под угрозой в Москве )

«Самое слабое звено» московской реставрации

О реставрации усадьбы " Царицыно " сегодня пишут много и взахлеб . Особенно московские газеты . Масштабы проводимых работ на архитектурных памятниках ансамбля и в царицынском парке действительно впечатляют . Восстанавливаются павильоны , мосты , реставрируется и приобретает фантастические формы дворец . Из-под земли , буквально из ничего являются краснокирпичные строения , гроты . Благоустраиваются и укрепля­ ются берега прудов . " Московский Версаль " обретает незнакомый большинству облик . Работа на территории ансамбля кипит день и ночь . Московское руководство и строители замахнулись на " воссоздание самого духа золотого века русского дворянства ". О том , что из этого получается , речь впереди

Наряду с восторженными оценками ведущихся работ , слышны и голоса протеста . О собенно много нареканий раздается в адрес реставраторов архитектурных памятников усадьбы . Противники осуществляемой реставрации сходятся на том , что в " Царицыно " строятся " новоделы ", выдаваемые за исторические сооружения . И это не просто декларации или наветы . В подтверждение сказанного приводятся факты .

Довольно часто бывая в усадьбе , я своими глазами смог увидеть как в действительности в едутся работы на усадебных объектах . Строительство , восстановление , ремонт , приспособление памятников ведется ускоренными темпами . По большей части работы носят общестроительный характер с использованием индустриальных методов , с применением бетона и металло­ конструкций . Но объемы реставрации также значительны . Это укрепление строений , в ычинки кирпичной и белокаменной кладки , воссоздание в исторических материалах элементов архитектуры и декора . Говорить о конвеерном производстве " новоделов " в " Царицыно " вряд ли справедливо , хотя применение современных строительных технологий видно невооружен ным в зглядом .

Обратимся к документам , на основании которых ведутся работы в зна­ менитой усадьбе . Обращает на себя внимание цель воссоздания памятника , изложенная в " Программе ...", разработанной в апреле 2005 года . Докумен том предусмотрено возведение сооружений для " обогащения и удовлетворе­ ния многообразных культурно - досуговых и рекреационных потребностей ... и использование сервисного потенциала музея - заповедника " Царицыне " со строительством новых объектов площадью 7000 квадратных метров . Здесь предполагается построить два визит - центра , две гостиницы , администра­тивные , охранные , милицейские службы , развлекательные павильоны , арену на 1500 человек , подземные стоянки . Не слишком ли много для заповедного парка ? Духом " золотого века русского дворянства " здесь и не пахнет.

А если учесть , что все работы на уникальной такая уважаемая строительная организация как ОАО " Москапстрой ", не являющаяся спе циализирсванным реставрационным подразделением имеющим право ра­ ботать на объектах культурного наследия , то станет понятным беспокойс тво специалистов и профессиональной общественности за судьбу царицын­ ских памятников архитектуры .

Общестроительный уклон работ , осуществляемых в заповеднике , уже сказался на ряде объектов . Так белокаменный мост на плотине был уничтожен в ходе работ и вновь возведен в монолитном бетоне с облицовкой арок белокаменной плиткой . В результате от исторического облика моста ничего не осталось .

Из монолитного бетона возведены бывшие белокаменными " Русалкины ворота " на острове , также закрытые облицовкой из белого камня . Геометрия арочного проема ворот изменена и мало напоминает подлинник .

Обильно применялся бетон и при восстановлении " Руины ". Нескольки­ ми кубами этого материала залита полость башни , венчающей павильон .

Прямо посреди ансамбля между двумя кавалерскими корпусами проек танты " московского Версаля " разместили ТП , придав краснокирпичным стенам нового объекта " исторический " облик , ничуть не считаясь с тем , что лишили обзора подлинные исторические сооружения .

Но наиболее радикально обошлись авторы проекта с островком на нижнем пруду . Задуманный создателями парка в в иде латинской буквы " С " - остров был пол­ностью забетонирован для устройства на нем гигантского цветомузыкального фонтана и навсегда утратил изначальный облик . Известно , что фон­таны , как и знаменитая кепка , давно стали фирменными знаками лужковского правления . Поэтому и в " Царицыно " покоренной стихии воды уделе­ но заметное место - фонтан является гвоздем шоу - программы , реализуемой на радость и потеху посетителей усадьбы . Правда , весь облик этого мес­ та с огромным металлическим мостом , переброшенным - с берега на ос­ тров , теперь стал скорее напоминать задворки промзоны , чем идилличес­ кий уголок английского парка .

Переборщили авторы проекта реконструкции ансамбля и с благоустрой ством исторической территории . Количество появившихся здесь лавочек , фонарей , торшеров , стендов и урн вообще не поддается никакому учету . Теперь , после наведения полного марафета царицынский парк стал похож скорее на совминовский санаторий , чем на заповедное место , побуждаю­ щее к историческим воспоминаниям .

И все же реставраторы не обошли своим вниманием " Царицыно ". Именно их работа дает нам право говорить о сохранении архитектурного ансамбля усадьбы . Реставрированы четыре моста по coc едству с павильоном " Нерастанкино ". Два из них , переброшенные через о враг , десятиле тиями разрушаемые и доведенные до руин , в новь заи грали краснокирпичны ными кладками и белокаменной отделкой . Еще два яеились буквально из небытия , поскольку остатки их были отрыты реставраторами из-под слоя земли , после чего мосты в оссозданы в своем подлинном в иде . То же про­изошло и с гротом , о существовании которого едва ли ведали посетители царицынского парка .

Б лучшем в иде восстановлено " Нерастанкино ", готовое было исчезнуть с лица земли . Восстановлена и реставрирована " Миловида ", сгорев­ шая е 1988 году . Тогда казалось , что памятник утрачен навсегда . Два раза предпринимались попытки его реставрации , и только сейчас павильон воссоздан во всей красе . Студенты " Строгановки " восстановили в своде " Миловиды " роспись в виде кессонов , исполненных гризайлью . Над боков ыми проемами входов появились композиции на античные темы . Фигуры львов перед павильоном и аллегорические скульптуры на фасаде дают вполне зримое представление о характере парковой архитектуры России первой трети 19 века . Без сомнения " Миловида " является подлинной изю­ минкой царицынского парка , без которой этот парк казался бы намного зауряднее и скучнее .

Говорить о реставрации Большого дворца - самое трудное дело . Одна из московских газет недавно писала о том , что " некоторые архитекторы от отчаяния предлагали сохранить дворец в руинированном в иде ". Забыл , поди , автор статьи , что в овсе не от отчаяния сберегают греки руины Акрополя , а итальянцы - архитектурные фрагменты Колизея . Похоже , руина в глазах московского начальства - это символ бесхозяйственности . А бес хозяйственность как - то не к лицу " лучшему мэру " России . Вот и решено было Большой дворец реконструировать .

Споры о характере реконструкции памятника не закончатся никогда . Но следует отметить , что здание полностью сохранило свой объем и коре нную кладку . В восточном крыле восстановлена реставрационным методом утраченная пятиарочная аркада лоджии . Кирпичные и белокаменные поверх­ ности стен вычинены во многих местах . Приспособление дворца под музей представляется вполне разумным .

Б отделке интерьеров здания сочетается подлинная " дорогая " рос кошь и умопомрачительная красота отделочных материалов парадных залов с китчем скульптур и отдельных картин . Смешение стилей и отделочных ма­териалов различных эпох бросается в глаза и в музейных помещениях дво­ рца . Остается надеяться лишь на то , что эти принятые в спешке решения будут скорректированы в ходе эксплуатации и ремонтов памятника .