Руссист>>>Общественный инспектор >>>СПИСОК УТРАЧЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ РОССИИ
[1]>>> [2] >>> [3]

Дом Пикарта Москва, Софийская набережная, 6.
Дом Пикарта Москва, Софийская набережная, 6.

"Ректорский дом" Москва, Моховая ул., 11, стр. 6.
"Ректорский дом" Москва, Моховая ул., 11, стр. 6.

<br>
Дом Римского-Корсакова. Москва, Большой Гнездиковский пер., 5.

Фонтан при флигеле особняка Г.И.Арафелова. Москва, ул. Знаменка, 11.
Фонтан при флигеле особняка Г.И.Арафелова. Москва, ул. Знаменка, 11.
Фонтан при флигеле особняка Г.И.Арафелова. Москва, ул. Знаменка, 11.

Ансамбль Кадашевской набережной. Москва, Кадашевская набережная, дома 12, 16, 18, 32. Ансамбль Кадашевской набережной. Москва, Кадашевская набережная, дома 12, 16, 18, 32.
Ансамбль Кадашевской набережной. Москва, Кадашевская набережная, дома 12, 16, 18, 32.

Дом Трубецких Москва, улица Усачева, 3
Дом Трубецких Москва, улица Усачева, 3

Палаты в Мещанской слободе. Москва, Проспект Мира, 3.
Палаты в Мещанской слободе. Москва, Проспект Мира, 3.

Дом Щапова. Москва, Бауманская ул., 58.
Дом Щапова. Москва, Бауманская ул., 58.

Дом Самгиных. Москва, Пятницкая ул., 46.
Дом Самгиных. Москва, Пятницкая ул., 46.

Дом Алябьева. Москва, Никитский бульвар, 7.
Дом Алябьева. Москва, Никитский бульвар, 7.

Дом Герцена. Москва, Сивцев Вражек, 25/9.
Дом Герцена. Москва, Сивцев Вражек, 25/9.

Дом Верещагиной. Москва, Средний Трёхгорный переулок, 6.
Дом Верещагиной. Москва, Средний Трёхгорный переулок, 6.

"Теплые ряды". Москва, улица Ильинка, 3.
"Теплые ряды". Москва, улица Ильинка, 3.

Дом Плевако. Москва, Большой Афанасьевский переулок, 35.
Дом Плевако. Москва, Большой Афанасьевский переулок, 35.

Дом Тарасова. Москва, улица Сергия Радонежского, 1/2.
Дом Тарасова. Москва, улица Сергия Радонежского, 1/2.

Дом на Сухаревской площади. Москва, Сухаревская площадь, 9.
Дом на Сухаревской площади. Москва, Сухаревская площадь, 9.

Палаты в Кадашевской слободе. Москва, 1-й Кадашевский переулок, 7, южный корпус.
Палаты в Кадашевской слободе. Москва, 1-й Кадашевский переулок, 7, южный корпус.

Палаты на Большой Полянке. Москва, улица Большая Полянка, 23.
Палаты на Большой Полянке. Москва, улица Большая Полянка, 23.

Палаты в усадьбе князей Мещерский. Москва, Большая Никитская улица, 17.
Палаты в усадьбе князей Мещерский. Москва, Большая Никитская улица, 17.

Дом княгини Голицыной. Москва, Никитский бульвар, 10.
Дом княгини Голицыной. Москва, Никитский бульвар, 10.

Дом Кокошина. Москва, Никитский бульвар, 6.
Дом Кокошина. Москва, Никитский бульвар, 6.

Дача в Сокольниках. Москва, Большая Тихвинская улица.
Дача в Сокольниках. Москва, Большая Тихвинская улица.

Архиерейская дача в Черкизове. Москва, улица Штатная Горка.
Архиерейская дача в Черкизове. Москва, улица Штатная Горка.

Кинотеатр "Уран" Москва, улица Сретенка, 19.
Кинотеатр "Уран" Москва, улица Сретенка, 19.

Дом, XIX в., ул. Большая Ордынка, 21.
Дом, XIX в., ул. Большая Ордынка, 21.

Дом с палатами XVIII в., ул. Большая Полянка, 23.
Дом с палатами XVIII в., ул. Большая Полянка, 23.

 

Из книги «АРХИТЕКТУРА И ЛАНДШАФТЫ РОССИИ». Том I «Чёрная Книга: Утраты». М., 2003.

 

СПИСОК УТРАЧЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Москва

Дом Пикарта Москва, Софийская набережная, 6.

Снос палат XVII в. прямо напротив Кремля — сюжет, казалось бы, немыслимый для современной Москвы. В последний раз такое происходило в годы сталинской "великой реконструкции" 1930-х, Однако же это горькая правда. Дом в глубине участка № 6 по Софийской набережной считался выстроенным в XVIII столетии, но внимательный глаз подмечал показывавшиеся то там, то здесь из-под обваливающейся штукатурки (в 1990-е гг. дом был уже заброшен) кладку из большемерного кирпича, пяты исчезнувших сводов, остатки наличников "нарышкинского стиля". Когда реставраторы обнаружили сохранившееся в толще поздних стен парадное крыльцо XVII столетия, сомнений более не оставалось — на Софийской набережной стоял один из роскошных московских дворцов раннепетровского времени, уникальный по сохранности подлинных конструкций и декоративных деталей. Известно, что гостивший в Москве в 1707 г. английский художник Петр Пикарт рисовал хрестоматийную панораму Кремля из Замоскворечья, глядя на Кремль из окон анфилады второго этажа дома на Софийской набережной. Впоследствии здание обросло поздними пристройками, декор его фасадов и лепнина в интерьерах относились к XIX столетию. В конце 1990-х гг. здание, имевшее статус "выявленного", также охраняемого законом, памятника, было предложено к постановке на государственную охрану. Однако территория владений №№ 6-12 по Софийской набережной была отведена городскими властями для строительства огромного гостинично-развлекательного комплекса, чем должны были заняться компании "Брукмил лтд" и "Кремлинсайт". По сообщениям печати, палаты были определены к сносу распоряжением мэра Москвы, подписанным 8 ноября 2000 г. В ходе расчистки площадок под новое строительство сначала были снесены несколько зданий XIX в., в том числе и поздние пристройки к палатам Пикарта. После этого, по официальной версии, в ночь на 13 ноября 2000 г. произошло самообрушение памятника архитектуры. Никаких противоаварийных мер строители не приняли, более того, на руинах здания, по сообщениям печати, "обнаружились отчетливые следы бульдозерных гусениц". Реставраторам не дали обследовать даже руины — через несколько дней они были разровнены бульдозером. В строительном завале сохранились лишь незначительные фрагменты стен первого этажа палат. Уникальный дом XVII в. погиб ночью, необследованным и даже не зафиксированным специалистами.

"Ректорский дом" Москва, Моховая ул., 11, стр. 6.

Старинный особняк, известный в литературе как "Ректорский дом", стоявший во дворе старого здания Московского университета на Моховой, был бесценным и редким в Москве образцом барокко середины XVIII столетия. Дом, утративший в результате перестроек барочный декор фасадов, некогда являлся главным зданием городской усадьбы князей Волконских. Он был построен в 1740-е гг., от которых в Москве почти не сохранилось памятников гражданской архитектуры. Впоследствии дом отошел к Московскому университету, был перестроен, в нем долгое время размещалась служебная квартира ректора, отчего он и получил свое название. В XIX столетии в бывшем доме Волконских жили известные литераторы Николай Надеждин и Виссарион Белинский, здесь располагалась редакция журнала "Телескоп", где было опубликовано знаменитое "Философическое письмо" П.Я.Чаадаева. Позднее в доме работали известные ученые-физики Александр Столетов и Петр Лебедев. Таким образом, "Ректорский дом" прибавил к своей архитектурной ценности мемориальное значение для истории русской науки и культуры. Судьба старинного дома в XX в. была печальной. Геологоразведочный институт, в ведении которого находилось здание, к концу 1990-х гг. привел его в аварийное состояние. Несмотря на существование проекта реставрации уникального памятника архитектуры, инвестор (фирма "Дорения") и проектировщик (проектное бюро "Попов и партнеры") неоднократно предлагали снести "Ректорский дом" "с воссозданием". В конце концов, как и в десятках других подобных историй в Москве 1990-х, это и произошло. "Ректорский дом" снесен летом 2000 г., на его месте строится "новодел".

Дом Римского-Корсакова. Москва, Большой Гнездиковский пер., 5.

Служебные корпуса городской усадьбы И.Н.Римского-Корсакова XVIII — начала XIX вв., парадными фасадами выходящей на Тверской бульвар, образовывали систему из нескольких замкнутых дворов в глубине владения. Весной и летом 2002 г. часть корпусов снесена. В средней части снесенного строения находился усадебный дом первой половины XVIII в., стоявший торцом к бульвару на всю ширину квартала; в этом доме, вероятно, навещал хозяина А.С.Пушкин; зондажами на торцовой стене в переулке вскрыты были барочные "ушастые" наличники. Основу левого крыла усадебного дома по Тверскому бульвару также составляли палаты XVIII столетия. Технология "продавливания" сноса палат весьма поучительна и типична для Москвы рубежа веков. Согласно сообщениям печати, за счет усадебной территории захотел расшириться находящийся по соседству элитный ресторан "Пушкин". Правительство Москвы в 2001 г. передало усадебные здания ООО "Кросс Лайн" для "создания культурного центра русской старины", причем инвестору предписывалось осуществить реконструкцию и восстановление памятника архитектуры "согласно планово-реставрационному заданию Главного управления охраны памятников города Москвы". Заказчик, желавший устроить на осваиваемой территории подземные этажи и перекрыть дворы, стал настаивать на сносе дворовых корпусов усадьбы. Эти корпуса были составной частью усадьбы, имевшей статус памятника архитектуры республиканского (ныне федерального) значения с 1960 г. Инвестор обратился в Министерство культуры РФ с просьбой вывести три корпуса из охранных списков. По закону для этого необходимо решение федерального правительства, однако его "заменило" в мае 2002 г. письмо замминистра культуры, которая известила инвестора, что усадебные строения №№ 4, 5 и 6 не входят в состав памятника архитектуры. Московское управление охраны памятников и городская комиссия по сносу тут же дали санкцию на разборку "аварийных строений", и ценные здания XVIII в. были снесены.

Фонтан при флигеле особняка Г.И.Арафелова. Москва, ул. Знаменка, 11.

Особняк начала XIX в., выходящий фасадом в Малый Знаменский переулок, был в 1899—1913 гг. декорирован в неоампирном духе. Фасад флигеля, обращенный к улице Знаменке, был украшен замечательным камерным фонтаном в виде львиной маски с чашей и надписью "Архитектура". Кому помешала в Москве конца XX в. "Архитектура", неизвестно, но показательно, что никто за нее не вступился. Во второй половине 1990-х гг. фонтан исчез, а между фасадом флигеля и улицей, на месте небольшого сада, построен гараж.

Ансамбль Кадашевской набережной. Москва, Кадашевская набережная, дома 12, 16, 18, 32.

Кадашевская набережная — обращенный к Кремлю парадный фасад Замоскворечья — фактически перестала существовать как единое архитектурное целое в результате многочисленных утрат последних лет Специалисты отмечают, что застройка набережной, сформировавшаяся на основе "Прожектированного плана" 1775 г., была уникальной для Москвы: череда однотипных домов с центральными проездами и лавками в первом этаже, с более импозантными угловыми зданиями, отмечавшими выход переулков Кадашевской слободы к Водоотводному каналу, придавала градостроительную цельность заповедному району старого города. Ныне все это в прошлом. В 1990 г. погиб дом № 32, постройка которого относилась к XVIII в. В 1994 г., по распоряжению Правительства Москвы, был снесен дом № 12 —палаты XVIII в., несмотря на статус "вновь выявленного" памятника архитектуры. Общественность обратилась в прокуратуру России, и в результате тогдашний прокурор Москвы Геннадий Пономарев направил в адрес мэра документ, напоминавший о законе об охране памятников, запрещающем их снос, с просьбой устранить нарушения... Мэрия отреагировала быстро — в том же 1994 г., по распоряжению Ю.Лужкова, "с целью завершения формирования ансамбля зданий Государственной Третьяковской галереи и прилегающих территорий" были снесены палаты XVIII в. со сводами — дома №№ 16 и 18, стоявшие на углах набережной и Лаврушинского переулка. "Вновь выявленные" памятники архитектуры, формально охраняемые законом, были уничтожены, на их месте выстроены: офисные корпуса.

Дом Трубецких Москва, улица Усачева, 3

Главный дом усадьбы князей Трубецких на краю Девичьего поля датировался второй половиной XVIII в. По мнению специалистов, это был самый древний деревянный дом в Москве, а его планировка была примечательна своим сходством с планами загородных деревянных дворцов XVIII столетия в Перове и Тайнинском. Вытянутый вдоль красной линии улицы одноэтажный объем на кирпичном цоколе, с ризалитом в центре фасада, некогда был увенчан прямоугольным бельведером. На заднем фасаде имелась открытая терраса, впоследствии застроенная. Старинный дом имел и мемориальное значение: его посещал 16 сентября 1826 г. А.С.Пушкин, возвращаясь с историком М.П.Погодиным и семейством Трубецких с праздничного гулянья на Девичьем поле. В 1856 г. новый владелец провизор Р.К.Гёнцельт переделал фасады (декор этого времени сохранялся до 2002 г.), пристроил новые сени к торцам здания. Ко второй половине XIX в. относились резной дубовый тамбур на западном торце дома и металлический зонтик над входом на крыльце террасы. Гораздо большую ценность представляли собою сохранявшиеся в доме парадные интерьеры того же времени: резные стенные и потолочные панели, наборные паркеты, лепные плафоны, изразцовые печи, двери из мореного дерева. В доме были обнаружены также живописные обои первой половины позапрошлого столетия. Памятник истории и архитектуры находился на балансе Главного управления охраны памятников Москвы. Рубеж XX—XXI вв. дом Трубецких встречал в состоянии, близком к аварийному: обваливалась штукатурка, цоколь дал трещины, стены сруба местами покосились. Осенний пожар 2001 г. (не исключается версия о поджоге) серьезно повредил интерьерам здания. Весной 2002 г. ГУОП без проведения общего научно-методического совета управления согласовал проектные предложения архитектурного бюро "Ракурс", предусматривавшие "воссоздание" дома Трубецких из бетона. В начале осени 2002 г. на месте дома Трубецких уже поднимался бетонный каркас "новодела". Летом 2002 г. произошел фактический снос памятника истории и архитектуры, на официальном языке называемый реставрацией с заменой конструкций. Осталось только повесить мемориальную доску с пушкинским профилем.

Палаты в Мещанской слободе. Москва, Проспект Мира, 3.

Трехэтажные палаты XVII—XVIII вв. —большая редкость для современной Москвы, не говоря уже о провинции. Заслоненные от улицы поздним домом № 3 по проспекту Мира, они стояли в глубине двора некогда обширной городской усадьбы, принадлежавшей в XVII столетии купцам Евреиновым, а в начале XIX в.— тайному советнику Н.С.Лаптеву. Впоследствии дом принадлежал известным купцам Фирсановым, наследник которых, председатель Лиги защиты прав собственников А.Н.Фирсанов, в 1990-е гг. безуспешно пытался в судебном порядке восстановить родовые права на домовладение. В XIX столетии палаты украсил классический декор, и лишь в конце XX в., по мере обветшания старинного дома, под обваливающейся штукатуркой обнаружились следы XVII в. —междуэтажные поребрики, остатки срубленных наличников и заложенных арок. Еще в 1989 г. палаты в Мещанской слободе были официально признаны подлежащим государственной охране вновь выявленным памятником архитектуры. С палатами в Мещанской слободе связана история убийства студента И.Иванова членами тайного революционного общества "Народная расправа", описанная в романе Ф.М.Достоевского "Бесы". В 1990-е гг. здание, меняя арендаторов и владельцев, неуклонно ветшало и разрушалось. В 1997 г. началась не доведенная до конца реконструкция, в результате которой дом лишился кровли и перекрытий. В 2001 г., когда палаты числились в собственности ООО "Мовенпик XXI", Главное управление охраны памятников Москвы согласилось с "предпроектными предложениями", которые предусматривали сохранение цокольного этажа и разборку "надземной части", с последующим "новодельным" воссозданием ее фрагментов. В ноябре 2001 г. ветхие палаты Мещанской слободы были разрушены с помощью строительной техники. От подлинного памятника архитектуры сохраняется цокольный этаж, на котором должен быть выстроен офисный комплекс — с кафе, подземной автостоянкой и "новодельным" фрагментом палат с декором в стиле XVII столетия.

Дом Щапова. Москва, Бауманская ул., 58.

Небольшой двухэтажный дом конца XIX в. на Немецкой улице отмечался некоторыми специалистами как дебютная городская работа будущего корифея московского модерна Ф.О.Шехтеля. В 1995 г. решением префекта Центрального административного округа Москвы А.И.Музыкантского дом был передан ООО "Подмосковье". В ходе "реконструкции" дом в 1996 г. снесен, на его месте выстроено новое здание.

Дом Самгиных. Москва, Пятницкая ул., 46.

Небольшой двухэтажный дом с мезонином, официально состоявший на госохране как памятник архитектуры конца XVIII в., служил украшением старинной улицы заповедного Замоскворечья. Некогда главный дом городской купеческой усадьбы, он с 1817 г. до конца XIX столетия принадлежал купеческому роду Самгиных. Центр здания был выделен ризалитом с пилястровым портиком коринфского ордера и арочным окном мезонина. В 1853-55 гг. к заднему фасаду дома были сделаны пристройки, а парадный фасад получил сохранявшуюся до наших дней обработку в духе барокко. Дом Самгиных снесен под видом реконструкции в 1997 г.

Дом Алябьева. Москва, Никитский бульвар, 7.

Деревянный особняк с мезонином во дворе современного дома на углу Новинского бульвара и Нового Арбата, единственное сохранившееся к концу XX в. здание городской усадьбы, был построен между 1806 и 1816 гг. В 1830-х гг. им владела Е.А.Офросимова, которая в 1840 г. вышла замуж за композитора А.А.Алябьева. Он жил в этом доме до самой смерти в 1851 г. В гостях у Алябьева бывали А.Н.Верстовский, А.С.Даргомыжский и другие известные русские композиторы. Музей музыкальной культуры им. Глинки планировал открыть в доме свой филиал — мемориальный музей Алябьева. В интерьере дома, стоявшего на высоком каменном цокольном этаже со сводами, до 1990-х гг. сохранялись и старинная планировка, и остатки былого убранства — круглая колоннада гостиной с куполом. Главный фасад, выходивший к Садовому кольцу украшали шестиколонный коринфский портик и классический карниз. Долго стоявший бесхозным, памятник архитектуры сгорел в результате поджога в ночь с 28 на 29 апреля 1997 г.

Дом Герцена. Москва, Сивцев Вражек, 25/9.

Деревянный "послепожарный" дом на углу Сивцева Вражка и Малого Власьевского переулка стоял на цокольном этаже, оставшемся от дома статского советника П.В.Камынина (1780-е гг.), вошедшего в знаменитые "Альбомы партикулярных строений" М.Ф.Казакова. Дом был в 1830 г. куплен отцом Герцена И/А. Яковлевым у графини Е.П.Ростопчиной, вдовы московского генерал-губернатора. Этот дом, который в семье Яковлевых называли "большим", и в жизни писателя, и в "Былом и думах" имел большее значение, чем соседний, "малый" дом (№ 27 по Сивцеву Вражку), где размещается музей Герцена. Здесь в ночь на 21 июля 1834 г. писатель был арестован, сюда вернулся из ссылки, отсюда навсегда уезжал за границу; "Большой дом" связан был и с именами других деятелей отечественной культуры: в 1849 г. здесь жил писатель С.Т.Аксаков, в начале XX в. дом принадлежал семье Калужских, из которой вышел известный в свое время актер Лужский. В доме размещалась также частная женская гимназия В.В.Ломоносовой. В 1990-е гг. дом был продан городскими властями югославской фирме "Техностройэкспорт". В начале октября 1998 г. собственник под видом реконструкции при непротивлении официальных городских органов охраны памятников снес дом Герцена. Три обращения Всероссийского общества охраны памятников в прокуратуру Москвы и к прокурору Центрального административного округа Москвы не дали положительного результата. В настоящее время "большой дом" Герцена заменен железобетонным "новоделом", в составе которого сохраняется подлинная сводчатая палата в цокольном этаже.

Дом Верещагиной. Москва, Средний Трёхгорный переулок, 6.

Редкий "допожарный" дом вдовы секунд-майора А.А.Верещагина, построенный между 1807 и 1811 гг., был незаурядным памятником московского деревянного классицизма. Некогда он стоял в обширной усадьбе на Трех Горах, откуда открывались далекие виды на долину Москвы-реки. Четырехколонный портик ионического ордера на белокаменном цоколе с ампирной кованой решеткой, как считают специалисты, был пристроен к главному фасаду дома после 1812г. Тройные окна по сторонам портика делали дом отчасти сходным с загородной палладианской виллой. Дом Верещагиной практически сохранял первоначальный облик до 1980-х гг., когда серьезно пострадал от пожара. Бесхозный дом утратил остатки старинных интерьеров — парадную анфиладу вдоль главного фасада, состоявшую из танцевального зала, гостиной с угловыми печами, кабинета. В 1990-е гг. дом, официально состоявший на государственной охране, несколько раз горел. Очередной пожар 1998 г. практически уничтожил дом, остатки подлинного памятника (сохранился лишь цоколь) были разобраны в сентябре 2001 г.

"Теплые ряды". Москва, улица Ильинка, 3.

Ансамбль "Теплых рядов", один из самых крупных торговых комплексов дореволюционного Китай-города, был выстроен во второй трети XIX в. по проекту архитектора Александра Никитина. Занимавшие обширный квартал между Ильинкой, Ветошным проездом и Богоявленским переулком корпуса "Теплых рядов", с протяженными аркадами и галереями, узкими проходами вдоль фасадов и системой внутренних дворов, формировали облик значительной части заповедной зоны "московского Сити". В 1996 г. был разработан проект устройства на месте "Теплых рядов" трехъярусного элитного гаража на 700 машин. По решению правительства Москвы часть строений, в том числе главный корпус "Теплых рядов", . выходивший на Ильинку, снесена в 1997 г. На месте корпуса по улице возведен "новодел".

Дом Плевако. Москва, Большой Афанасьевский переулок, 35.

Небольшой одноэтажный деревянный дом с мезонином в одном из арбатских переулков — очередная частичка утраченной навсегда старинной Москвы. В "послепожарном" доме, выстроенном по "образцовому" проекту в 1817 г. прапорщицей Е.Ф.Акинфовой, жили когда-то участники войны 1812 г. братья Федор и Николай Акинфовы. С 1841 г. дом принадлежал известному в свое время историку Москвы П.В.Хавскому, а впоследствии, в 1870-е гг. — знаменитому адвокату Ф.Н.Плевако. На рубеже XIX—XX вв. дом получил модную обработку, в которой чувствовалось влияние нарождавшегося стиля модерн. Украшением служили скульптуры атлантов и кариатид главного фасада. В начале 1990-х гг. пустовавший дом постепенно приходил в аварийное состояние: декор обваливался, мезонин стал проседать в глубь здания. Несмотря на призывы историков и краеведов спасти ценный памятник истории и культуры Москвы, проект реставрации здания так и не был реализован. Дом Плевако снесен в 1993 г.

Дом Тарасова. Москва, улица Сергия Радонежского, 1/2.

Усадьба купца Сергея Тарасова в Рогожской слободе включала главный дом с палатами, флигель с палатами, дворовые службы — всего пять полностью сохранившихся строений XVIII—XIX вв. Усадьба включена в знаменитые "Альбомы партикулярных строений" Матвея Казакова, фиксирующие лучшие здания города того времени. Уличный и особенно дворовый фасады главного дома, перестроенного и надстроенного в XIX в., сохраняли черты первоначальной архитектуры, запечатленной на чертеже казаковских "Альбомов": ранний "безордерный классицизм" с отзвуками уходящего барокко (четкий ритм вертикальных оконных ниш между пилястрами). Известно, что дом горел в 1812 г., однако наполеоновский пожар он пережил, а лужковскую реконструкцию — нет. Усадьба была передана АО "Монолит". По распоряжению мэра Москвы, подписанному в апреле 1995 г., все здания городской усадьбы Тарасова были снесены. На месте главного дома выстроен "новодел". Прокуратура Москвы дважды отказала Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры в возбуждении уголовного дела по факту сноса памятника архитектуры.

Дом на Сухаревской площади. Москва, Сухаревская площадь, 9.

Памятник архитектуры конца XVIII в., дом имел и градостроительное значение, "держа" угол площади и Большой Спасской улицы. Построенный в 1780 г. "глаголем", он до самой гибели сохранял черты первоначальной архитектуры раннего "безордерного классицизма" с широкими лопатками, вертикальными оконными нишами, тяжелым венчающим карнизом и скругленным углом во втором этаже. В 1896 г. задний фасад здания был застроен поздним объемом. Дом на Сухаревской площади снесен зимой 1997/1998 гг. На месте его пустырь.

Флигель усадьбы Долговых и богадельня церкви Всех Скорбящих. Москва, улица Большая Ордынка, 21.

Усадьба Долговых на Большой Ордынке, 21, построенная в 1770-х гг. знаменитым В.И.Баженовым для своего тестя-купца, состояла из главного дома в глубине двора и симметричных флигелей по обе стороны от главного дома. Признанный памятник архитектуры московского классицизма понес значительные утраты в последние десятилетия. В 1982 г. был снесен жилой флигель, выходивший в Климентовский переулок, в 1997 г. разобран левый, баженовский флигель, формировавший контур усадебного двора. В нем сохранялись элементы внутреннего убранства, полы из наборного паркета, изразцовые печи. Напротив, через улицу, в 1990-е гг. была фактически разобрана и выстроена заново богадельня храма Всех Скорбящих на Большой Ордынке, 20, включавшая палаты XVIII в. Церковный ансамбль был утвержден в статусе объекта исторического и культурного наследия федерального значения указом Президента России в феврале 1995 г — палаты к этому времени были уже снесены (в 1994 г.), на их месте возведен "новодел".

Палаты в Кадашевской слободе. Москва, 1-й Кадашевский переулок, 7, южный корпус.

Городская усадьба середины XVIII столетия перед западным фасадом церкви Воскресения в Кадашах состояла из двух числившихся на государственной охране двухэтажных каменных корпусов. Северный дожил до наших дней, а южный, со сводчатым первым этажом, снесен в 1994—1995 гг Утратив первоначальный декор фасадов, он сохранял первоначальный кубический объем с примыкающим южным крыльцом и планировку внутренних помещений. Верхний деревянный этаж дома в 1994 г. сгорел, после чего началось "воссоздание", обернувшееся гибелью белокаменного нижнего этажа и заменой здания "новоделом".

Палаты на Большой Полянке. Москва, улица Большая Полянка, 23.

Дом с мезонином на Большой Полянке в заповедном московском Замоскворечье скрывал под поздним фасадным декором XIX в. как минимум барочные палаты XVIII столетия. Некоторые специалисты предполагали, что в основе здания сохраняется и его часть XVII в. О древности свидетельствовала и сильная выдвинутость здания за красную линию улицы. Четное количество оконных осей и крупный угловой руст на первом этаже отмечались специалистами как признаки принадлежности здания к стилю барокко. После пожара 1812 г. дом был надстроен мезонином и отделан в классическом стиле и впоследствии неоднократно перестраивался. Палаты на Большой Полянке снесены в 1996 г. под предлогом "реконструкции" и заменены "новоделом", фасад которого стилизован под XIX в.; они достроены и надстроены со стороны двора.

Палаты в усадьбе князей Мещерский. Москва, Большая Никитская улица, 17.

Выступавшее за красную линию улицы здание позволяло экспертам предполагать, что в основе своей оно могло иметь древнюю постройку XVI—XVII вв. Оно входило в комплекс старинной усадьбы Мещерских — Щербатовых, главный дом которой, стоявший в глубине участка, представлял собой двухэтажные палаты XVII в. в поздней ампирной обработке (он погиб в 1959 г.). Во всяком случае, здание уже существовало в начале XIX столетия, впоследствии расширялось, надстраивалось, было отделано в стиле "безордерного классицизма". Усадьба Мещерских включена в хрестоматийные "Альбомы" М.Ф.Казакова. Дом на Большой Никитской — отличный образец исторической застройки старинной Москвы. Он снесен в 1996 г. по распоряжению мэра Москвы Ю.М.Лужкова. На его месте построено новое здание.

Дом княгини Голицыной. Москва, Никитский бульвар, 10.

Протяженный двухэтажный дом № 10 по Никитскому бульвару, принадлежавший в 1826 г. княгине В.В.Голицыной, сохранял, по мнению легендарного историка старой Москвы П.В. Сытина, значительные фрагменты XVIII в. Позднее, в XIX столетии, дом был перестроен и представлял собою ценный образец рядовой исторической застройки центральной части первопрестольной. Дом снесен по распоряжению Правительства Москвы в 1995 г.

Дом Кокошина. Москва, Никитский бульвар, 6.

Два нижних этажа дома на Никитском бульваре, известного также как "Соловьиный дом", относились кXVIII в., в XIX—XX вв. дом надстраивался. В XVIII столетии он принадлежал князю Якову Шаховскому, автору известных "Записок". В начале XIX в. владелец, князь Сергей Голицын, открыл здесь литературный салон, в котором читал свои "Думы" К.Ф.Рылеев. В 1820-е гг. домом владел Федор Кокошкин, директор Императорских театров. Здесь были репетиционные комнаты Большого и Малого театров, разыгрывались спектакли с участием Михаила Щепкина и Павла Мочалова. В доме находился также музыкальный салон звезды русской сцены М.Д. Львовой-Синецкой, который посещали А.С.Грибоедов и А.С.Пушкин, И.А.Гончаров и Ф.А.Кони. Здесь же жил композитор Александр Варламов, создавший в стенах дома 75 романсов (отсюда название "Соловьиный дом"). У Варламова в 1843 г. останавливался Ференц Лист. Михаил Чехов имел здесь в 1920-е гг. театральную студию. Решением Правительства Москвы дом был передан АО "Сокольники" под устройство гостиницы, несколько лет стоял раскрытым и разрушался. Снесен в 1997 г. в канун 850-летия Москвы. На месте дома устроена автостоянка.

Архиерейская дача в Черкизове. Москва, улица Штатная Горка.

Двухэтажный деревянный дом-терем в древней загородной резиденции архимандритов кремлевского Чудова монастыря, затем митрополитов московских был выстроен в 1880-е гг. по проекту архитектора Н.Карнеева. Редкий в Москве памятник деревянного зодчества в "русском стиле" был украшен изящной колонной лоджией на парадном фасаде и красивыми резными наличниками. Здесь жили св. Иннокентий Иркутский и о. Макарий Булгаков. Последний писал здесь "Историю русской церкви". Заброшенный дом несколько лет пустовал, в 1995—1997 гг. неоднократно подвергался пожарам. Передача памятника Московской Патриархии не спасла его. После очередного пожара 1998 г. обгорелые руины были разобраны.

Дача в Сокольниках. Москва, Большая Тихвинская улица.

Московские Сокольники еще в начале XX столетия считались одной из наилучших для летнего отдыха местностей в ближайших окрестностях Москвы. Здесь находились десятки деревянных дачных строений —не только жилые дома, но и рестораны, театр, многие из которых были превосходными образцами стиля модерн. До наших дней дожили единичные сооружения дачных Сокольников; одно из самых ярких было утрачено совсем недавно. Трехэтажное деревянное на кирпичном основании здание (по некоторым сведениям, павильон ресторана) на берегу одного из Оленьих прудов, выстроенное в 1913 г., имело асимметричную композицию с башнеобразными надстройками, привлекало внимание характерными наличниками стиля модерн, контрастировавшими с поверхностью обнаженных бревенчатых срубов. Последние годы в доме размещалась библиотека, после отселения которой в начале 1990-х гг. памятник сгорел (по неподтвержденной информации, в результате поджога). В середине 1990-х гг. обгорелые руины здания еще сохранялись.

Кинотеатр "Уран" Москва, улица Сретенка, 19.

Кинотеатр "Уран" на Сретенке был одним из первых московских синематографов. Этот редкий и для дореволюционной Москвы архитектурный жанр в современном городе представлен образцами, которые можно пересчитать по пальцам одной руки . В ходе масштабной реконструкции Сретенки кинотеатр, переданный Театру-школе современного искусства Анатолия Васильева, в 1997 г. был снесен по постановлению Правительства Москвы, хотя и считался "вновь выявленным" памятником истории и культуры, снос которых запрещается законом.

Дачные дома, Анадырский проезд, 5-а и ул. Коминтерна, 44.

Начало XX в. Последние дома дачного поселка Лосиноостровский в стиле модерн сгорели один за другим в 1995 г.

Дома, Арбат, 5-7.

Образцы исторической застройки XIX в., имевшие градостроительное значение на начальном участке заповедной улицы, снесены во второй половине 1990-х гг. На их месте начато строительство торгово-развлекательного комплекса.

Дом, XIX в., Арбат, 24.

После проведения инженерно-реставрационных мероприятий в 1994 г. работы были неожиданно свернуты и памятник снесен, на его месте выстроен новый дом.

Дом, XVI1I-XIX вв., Арбат, 48.

Главный дом городской усадьбы периода классицизма, двухэтажный допожарный особняк снесен в 1990—1992 гг. На его месте возведено новое здание, отдаленно напоминающее утраченное.

Гостиница "Бухарест ", ул. Балчуг

Историческое здание середины XIX в. снесено в начале 1990-х гг. в связи с реконструкцией гостиницы "Балчуг".

Дом Щапова, Бауманская ул., 58.

Дом, XIX в. , Большая Лубянка, 22.

В доме на углу Сретенского переулка в 1920-е гг. жил знаменитый писатель-сатирик И.Ильф. Дом снесен в 2002 г.

Галереи дома Бибиковых, Большая Никитская ул, 46.

Изящные полукруглые двухэтажные галереи (1834 г.), соединявшие главный дом городской усадьбы XVIII—XIX вв. с флигелями, формировали границы парадного двора владения. Их нижний каменный этаж был украшен аркадой дорического ордера, верхний, деревянный, сохранял обработку в классическом стиле, с палладианскими окнами над проездами на задний двор. Галереи в ходе реконструкции памятника архитектуры снесены в 2002 г. и заменяются "новодельными" копиями.

Дом, XIX в., ул. Большая Ордынка, 21.

Ценный образец исторической застройки Замоскворечья. Снесен в середине 1990-х гг. по распоряжению мэра Москвы.

Палаты (богадельня) при церкви Всех Скорбящих, ул. Большая Ордынка, 20/4.

Флигель городской усадьбы Долговых, ул. Большая Ордынка, 21/16.

Дом с палатами XVIII в., ул. Большая Полянка, 23.

Главный дом городской усадьбы XIX в., ул. Большая Полянка, 39.

Деревянный "послепожарный"дом, построенный в 1816 г. и перестроенный в 1845 г., более 6 лет пустовал и разрушался. В 2000 г. Экспертно-консультативный совет при главном архитекторе Москвы утвердил проект нового строительства на месте дома. Дом снесен летом 2001 г.

Дом Ждановых, Большая Тульская ул., 36.

Двухэтажный дом со вторым деревянным этажом — образец исторической застройки XIX в., редкий в России XX в. пример сохранения частного домовладения в пользовании одной семьи с дореволюционных времен. Снесен 11 сентября 2001 г. в связи со строительством третьего транспортного кольца Москвы. Собственность Ждановых изъята "для государственных нужд" по решению суда, семья Ждановых выселена в окраинный микрорайон Марьино.

Павильон ресторана на Оленьих прудах в Сокольниках, Большая Тихоновская ул.

Дом, середина XIX в., ул. Большая Якиманка, 2.

Образец исторической застройки Москвы снесен летом 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства Москвы о комплексной реконструкции Голутвинской слободы.

Дом Плевако, Большой Афанасьевский пер., 35.

Корпуса XVIII в. в доме И.Н. Римского-Корсакова, Большой Гнездниковский пер., 5.

Кельи Златоустовского монастыря, Большой Златоустовский пер., 5 (во дворе).

Корпус келий — одно из двух уцелевших сооружений уничтоженного в 1930-е г. старинного московского монастыря — снесен 22 августа 1996 г.

Дом, Большой Каретный пер., 24.

Последнее сохранявшееся строение городской усадьбы XVIII—XIX вв., где в детстве жил И.С.Тургенев, бывал А.С.Пушкин, передавший здесь Александрине Муравьевой свое послание декабристам в Сибирь. Снесено в 1990-е гг.

Усадебный дом, Большой Овчинниковский пер., 26, стр. 4.

Главный дом городской усадьбы XVIII—XIX вв., с элементами позднего барокко и раннего классицизма в архитектуре фасадов, снесен в июле 1997 г. под предлогом аварийного состояния. Снос памятника "с воссозданием" для фактического строительства на этом месте нового здания представительства Ростовской области в Москве был санкционирован ГУОП г. Москвы постфактум, в ноябре 1997 г. Операция получила впоследствии награду на конкурсе Правительства Москвы "Реставрация-2000".

Дом С.А.Есенина, Большой Строченовский пер., 24.

В деревянном двухэтажном доме XIX в. в 1911 — 1918 гг. у своего отца Александра Никитича часто бывал, а временами жил поэт Сергей Есенин. Дом находился в аварийном состоянии еще в 1980-е гг., в 1992— 1994 гг. несколько раз горел. В 1994 г. снесен, к 100-летию поэта, в 1995 г. заменен кирпичным "новоделом".

Дом, XIX в., 2-я Брестская ул., 42.

Образец исторической застройки Москвы снесен в августе-сентябре 2002 г.

Строения Полянского рынка, середина XVIII-XIX вв. Бродников пер., 4-6.

Уникальный образец исторической застройки заповедного Замоскворечья, совмещавший торговые и жилые функции. В результате реконструкции территории бывшего рынка в конце 1990-х гг. снесены дома 4 и 6, искажен перестройкой дом 2 по Бродникову переулку.

Усадьба Андреевых, XIX в., Брюсов пер., 19 (во дворе).

В доме бывал поэт Константин Бальмонт, женатый на дочери хозяина, владельца лучшего (до времен Елисеева) гастрономического магазина в Москве. Накануне празднования 850-летия города в 1997 г. главный дом и флигель снесены в связи со строительством на смежном участке Делового центра Правительства Москвы.

Пантелеевское подворье, Ветошный пер., 7.

Здание торгового подворья в заповедном Китай-городе, построенное в 1873 г. по проекту архитектора А.Н.Стратилатова, во второй половине 1990-х гг. снесено и заменено торговым пассажем "с сохранением исторического фасада".

Дом князя Черкасского, Вознесенский пер., 7.

В доме общественного деятеля В.Г.Черкасского в середине XIX в. на "разговорных вечерах" собирался цвет московской интеллигенции. В 1886—1918 гг. здесь находились редакция и типография газеты "Русские ведомости". В 1920-х гг., когда в доме размещались общежитие и редакция газеты "Гудок", здесь жили писатели Ю.Олеша и И.Ильф, описавший это жилище в "12 стульях", в главе "Общежитие имени монаха Бертольда Шварца". Дом снесен в 2002 г.

Хозяйственный корпус усадьбы генерал-губернатора, Вознесенский пер., 22.

Усадьба московского генерал-губернатора З.Г.Чернышева, ставшая потом резиденцией московских градоначальников, была выстроена в 1778—1782 гг. по проекту М.Ф.Казакова. На Тверскую улицу выходил главный дом, а за ним был обширный двор с флигелями и вспомогательными строениями. Трапециевидное каре служебных корпусов выходило фасадом в переулок. В начале 1990-х гг. был разработан проект реставрации хозяйственного двора усадьбы, но по распоряжению мэра столицы, подписанному в июне 1994 г., памятник был снесен. На его месте выстроен Деловой центр Правительства Москвы.

Дом, XIX в., ул. Волхонка, 6 (во дворе).

Дом с декором в эклектическом стиле. Снесен в 2002 г.

Дом, первая половина XIX в., 2-й Вражский пер., 8.

Образец послепожарного классицизма. Снесен во второй половине 1990-х гг.

Главный дом городской усадьбы, XVIII в., Глухарев пер., 25.

На месте главного дома в 1992 г. выстроено новое здание.

Дом с палатами, XVIII в. 1-й Голутвинский пер., 4.

Распоряжением Правительства Москвы в сентябре 1991 г. имевшее статус памятника архитектуры здание было передано акционерному обществу "Русс" для реконструкции и дальнейшего использования под минизавод по производству пива и офисные помещения. В октябре 1992 г. сводчатая палата, входившая в состав строения, снесена, на ее месте выстроен новый двухэтажный корпус.

Дом, Гранатный пер., 6.

Деревянный одноэтажный дом первой половины XIX в., где родился поэт А.Майков, снесен в конце 1990-х гг. На его месте пустырь.

Дом А.Н. Островского, Житная ул., 6/8.

Драматург жил здесь в 1834—1841 гг. В 1992—1995 гг. в бесхозном деревянном доме произошло шесть пожаров. Снесен весной 1995 г. по решению комиссии по сносу строений московского Госуправления по охране памятников.

Дом, 1-й Зачатьевский переулок, 6, стр. 5.

В середине 1990-х гг. самовольно снесен арендатором — фирмой "Арс-Центр".

Главный дом в усадьбе Кутузове, XIX в., Зеленоград.

Деревянный дом сгорел в 1990 г.

Дом причта церкви Николы Стрелецкого, XIX в., Знаменка, 3.

Дом входил в ансамбль снесенной в 1932 г. церкви, уничтожен в 2001 г. фирмой "Тверская Финанс Б.В." для строительства нового корпуса художественной галереи Александра Шилова.

Фонтан при флигеле дома Арафелова, ул. Знаменка, 11, во дворе.

Корпуса "Теплых рядов", ул. Ильинка, 3.

Дома, Кадашевская набережная, 12/2, 16, 18 и 32.

Палаты в Кадашевской слободе, 1-й Кадашевский пер., 7, южный корпус.

Флигель городской усадьбы, XVIII-XIX вв., 1-й Казачий пер., 4.

Двухэтажный дом со вторым деревянным этажом был передан АК "Алмазы России — Саха" с условием реставрации. В ходе реконструкции заказчик в 1996 г. снес памятник, на его месте выстроен офисный корпус.

Главный дом городской усадьбы, XVIII-XIX вв., 1-й Казачий пер., 6.

До самой гибели сохранял великолепную отделку и росписи интерьеров конца XIX в. Несколько лет пустовал и ветшал. В ноябре 2000 г. уничтожен пожаром, случившимся из-за замыкания электропроводки.

Дом, XIX в., 1-й Казачий пер., 7.

Образец ценной исторической застройки заповедного Замоскворечья снесен по распоряжению мэра Москвы. На месте исторического здания выстроен банк.

Главный дом усадьбы князей Щербатовых, XVIII в., Копьевский пер., 3/4, стр. 4 .

Дом сохранял трехэтажный объем, сводчатые помещения, убранство в переходном от барокко к классицизму стиле. По некоторым сведениям, здесь жили историк М.М.Щербатов и (в детстве) П.Я.Чаадаев, состоявший в родстве с хозяевами. В ходе выполнения постановления Правительства Москвы "О реконструкции и реставрации зданий Государственного академического Большого театра России" снесен в 1995 г. до цокольного этажа, над которым возведен муляж, включенный главным фасадом в интерьер нового театрального комплекса.

Флигель городской усадьбы, XIX в., Краснопролетарская ул., 4.

Флигель в стиле классицизма. Снесен в середине 1990-х гг. На его месте устроена автостоянка.

Дома, XVIII-XIX вв., Кудринская площадь.

Квартал ценной исторической застройки в конце Новинского бульвара снесен в середине 1990-х гг. На его месте выстроен торговый комплекс.

Здания Тверского подворья, Кузнецкий мост, стр. 1, 2, 5 и 7.

Главное здание подворья —палаты Тверского архиепископа XVII в. — было окружено служебными и жилыми постройками XIX в. с элементами архитектуры классицизма. Еще в 1974 г. весь ансамбль подворья был включен в списки памятников истории и культуры республиканского значения. В 1993 г. префектура Центрального административного округа Москвы подписала контракт о реконструкции застройки домовладения под жилье с "Сибнефтегазом". В результате "реконструкции" к весне 1996 г. снесены четыре строения ансамбля. Строение 1, выходящее на улицу "воссоздано". К палатам XVII в. сделана пристройка, что запрещено законодательством об охране памятников. Проектная документация "реконструкции", поступив в Министерство культуры РФ уже после сноса усадебных строений, не была одобрена Министерством как не отвечающая требованиям проектирования в заповедной зоне Москвы. В октябре 1997 г. Министерство культуры обратилось в прокуратуру Москвы с просьбой принять меры по охране памятников и привлечь виновных к ответственности. В ответном письме прокуратура ЦАО г. Москвы отказала в возбуждении уголовного дела.

Дом Зайцева, Лубянский проезд, 11.

Классический особняк конца XVIII — начала XIX вв., с изящными сандриками и рустовкой на главном фасаде, ценный памятник "допожарной" Москвы, снесен в 1996 г. На его месте выстроено новое здание.

Церковь Тихона Задонского на Ширяевом поле, Майский просек, 1, территория парка "Сокольники ".

Храм, построенный в 1862—1863 гг., перестроенный в 1875 г., был одним из дошедших до нашего времени деревянных храмов старинной Москвы. Лишенное в советские годы шатрового верха, здание использовалось для производственных целей, но сохраняло часть резного убранства. В 1992 г. церковь передана общине верующих, по инициативе которой во второй половине 1990-х гг. храм был разобран под предлогом ветхости и заменен новоделом.

Дом, середина XVIII в., Малая Ордынка, 20/2.

Владелец дома — "Тирадо-банк" — заказал проект реконструкции памятника, предполагавший его снос. Проект был утвержден решением Архитектурного совета по центру Москвы. Дом снесен в 1997 г.

Дом в усадьбе Святополк-Четвертинских, Малый Знаменский пер., 7.

На свободном участке перед особняком князей Святополк—Четвертинских, на углу Колымажной улецы в 1899—1900 гг по проекту архитектора П.М.Самарина было выстроено 4-этажное жилое здание. В 1902 г. здесь жила старшая дочь А.С.Пушкина М.А.Гартунг, позднее известный советский художник-карикатурист Н.Куприянов (до 2002 г. сохранялась его мемориальная квартира). Дом снесен в 2002 г.

Флигель городской усадьбы, XVII-XIX вв., Малый Толмачевский пер., 4, стр. 2.

"Вновь выявленный" памятник архитектуры. В сентябре 1994 г. два усадебных флигеля были переданы Государственной Третьяковской галерее. Галерея обязалась реставрировать флигели, однако в ходе работ строение 2 было снесено полностью, а соседнее строение 4 — частично. На территории усадьбы предполагается строительство 4-этажного офисного здания с подземной автостоянкой.

Ограда Александровского сада, первая четверть XIX в., Манежная ул.

Ограда архитектора Федора Шестакова входит в охранную зону Кремля. В 1996 г. во время строительства торгового комплекса на Манежной площади частично снесена. При этом незаконно изменены границы памятника садово-паркового искусства "Александровский сад".

Ректорский дом, Моховая ул., 11, стр. 6 (во дворе).

Дом причта церкви Евпла Архидиакона Мясницкая ул., 9.

Дом XIX в. в стиле позднего классицизма был последним уцелевшим фрагментом ансамбля, снесенной в конце 1920-х гг. церкви Евпла на Мясницкой улице. Снесен в 1996 г. На месте храмового ансамбля строится торговый комплекс.

"Соловъиный дом", XVIII-XIXвв., Никитский бул., 6.

Корпуса складов, Никольская ул., 8 (во дворе).

Комплекс зданий середины XIX в. снесен в 2000 г.

Корпуса Шереметевского подворья, Никольская ул., 10 (во дворе).

Торговые и складские корпуса конца XIX—начала XX вв., соединенные переходами, снесены в конце 1990-х гг. На их месте — котлован стройки торгово-развлекательного комплекса.

Дом Алябьева, Новинский бул., 7.

Дом П.И.Шушериной, XVIII-XIX вв., Остоженка, 34.

По новейшим исследованиям, здесь родился в 1795 г. А.С.Грибоедов. Долго стоявший бесхозным, дом снесен в 1997 г.

Дома, Петровский бульвар, 8-10.

Образцы исторической застройки XIX в. В первой половине 1990-х гг. снесены и заменены "новоделами", несмотря на протесты общественности.

Дом, Печатников переулок, 12.

Образец исторической застройки XIX в. в районе Сретенки обрушился в июне 2001 г. после 15 лет пребывания в бесхозном состоянии. При обрушении погибли два человека. Руины дома разобраны.

Дом, Погорельский пер., 5.

Памятник архитектуры XIX в. Снесен и заменен "новоделом" в результате "реконструкции" 1990-х гг.

Здание кинотеатра "Орион", 1910-е гг., Преображенская пл., 9.

Один из дореволюционных синематографов, был решен в духе неоклассицизма. Зрительный зал разрушен еще в 1980-е гг., фасадная часть рухнула и разобрана в ходе реконструкции 1994—1995 гг. На месте памятника выстроено здание Сбербанка, отдаленно напоминающее старое.

Каретный сарай, Пречистенка, 3, стр. 3.

Усадьба Истоминых, XIX в.Здесь бывали И.Грабарь, М.Цветаева, М.Светлов, Н.Асеев и другие деятели культуры. Правительством Москвы эта часть усадьбы передана АО "Интерлес". Здание в нарушение закона выведено из списка памятников и снесено. На его месте в 1997 г. построен административный корпус.

Каретный сарай, Пречистенка, 12/2.

Усадьба Хрущевых-Селезневых, XVIII—XIX вв., архитектор Афанасий Григорьев. (Ныне Государственный музей А.С. Пушкина). На основании постановления Правительства Москвы от 17.10.1995 проведена реконструкция и реставрация зданий музея, в ходе которой каретный сарай снесен, хотя в соответствии с реставрационным заданием подлежал сохранению. Тогда же снесены уникальные ворота по Хрущевскому переулку (вновь выстроены), перекрыт усадебный двор.

Корпус дома архитектора К.Тона, XVIII в.-1840-е гг., Пречистенский бульвар, 5/2.

В 1995 г. дом передан правительством Москвы Фонду развития связей с Латинской Америкой, заключившему с городом инвестиционный контракт на реконструкцию памятника. В ходе работ, с санкции городских органов охраны памятников, в 1996 г. полностью снесен неисследованный корпус XVIII в., принадлежавший князю Лопухину, дочь которого запечатлена на знаменитом портрете В.Л. Боровиковского.

Жилой дом, конец XVIII-начало XIX вв., Пятницкая ул., 46.

Типографский корпус, Рахмановский пер., 4, стр. 2.

Построен в 1890-х гг. по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. Выявлен как одна из его работ незадолго до сноса. Сохранял первоначальный объем и элементы убранства. Снесен в 1997 г. по решению правительства Москвы в связи с расширением здания Городской Думы.

Корпус Калинкинского пивоваренного товарищества, Русаковская ул., 13-15.

Памятник промышленной архитектуры XIX в. Одно из выходивших на красную линию улицы зданий обширного комплекса, построено в 1892—1894 гг. по проекту А.Е.Вебера, было украшено изящным фронтоном с деревянными резными деталями. Снесено летом 2002 г.

Деревянный дом, XIX в., Садовая-Сухаревская ул.

Пустовавший дом сгорел в начале 1990-х гг., руины разобраны.

Усадъба Тарасова, ул. Сергия Радонежского, 1/2.

Дом И. Сеченова, Сеченовский пер., 6, стр. 2.

Мемориальный памятник, связанный с именем знаменитого русского физиолога. Снесен в середине 1990-х гг.

Дом Герцена, пер. Сивцев Вражек, 25/9.

Конюшни Манташева, начало XX в., Скаковая аллея, 3.

Архитекторы братья А.А. и В.А.Веснины. Каре зданий в стиле венского барокко в начале 1990-х гг. передано Театру балета. В связи с планами строительства на месте двора театрального зала в середине 1990-х гг. снесены боковые корпуса.

Флигель Рукавишниковского приюта, Смоленская-Сенная ул., 30.

Старинный дом дворянской городской усадьбы Несвицкой (XVIII в.) после 1878 г. стал главным зданием исправительного приюта для подростков, созданного на средства купцов Рукавишниковых. Тогда же по красной линии улицы для приюта были выстроены два флигеля с фасадами эклектического стиля. Один из них, правый, снесен во второй половине 1990-х гг.

Главный дом городской усадьбы, XVIII-XIX вв., ул. Солянка, 13, стр. 1.

Вместе со строениями 2 и 3, расположенными на склоне холма, формировал уникальный природно-архитектурный комплекс в центре Москвы. В кладке цоколя и подвалов дома были использованы древние белокаменные плиты с резными надписями, представляющие самостоятельную историко-культурную ценность, отмеченную специалистами-археологами и палеографами. Дом снесен в 1997 г. в дни празднования 850-летия Москвы.

Дом Пикарта, Софийская наб., 6 (во дворе).

Дом, 1-й Спасоналивковский пер., 15/17.

Образец исторической застройки XIX в. Трехэтажный кирпичный дом с декоративными мотивами классицизма в убранстве главного фасада обрушился в ходе реконструкции в мае 2001 г. Остатки памятника архитектуры разобраны.

Дом Щепочкиной, 1820 г., Спасопесковский пер., 6.

Уникальный памятник деревянного московского ампира не использовался, несколько раз горел. Остатки, за исключением цоколя, разобраны в 1994 г. В настоящее время воссоздан.

Историческая застройка, Средний Овчинниковский пер.

При подготовке к строительству т.н. "Турецкого центра" в Овчинниковской слободе погибло большое число зданий XIX — начала XX вв. Некоторые из них признавались официальными органами охраны памятников ценными образцами исторической среды. Утрачены: стр. 4 дома № 4, стр. 3, 5 и 7 дома № 6, образцы промышленной архитектуры (архитектор Ф.Ф.Воскресенский), стр. 2—4 дома № 8, стр. 2, 3 дома № 10. Самый ценный памятник слободы — палаты XVII в. — серьезно пострадал, когда вырыли огромный котлован по соседству (стены дали трещины, забетонированы подземные коммуникации).

Дом Верещагиной, Средний Трехгорный пер., 6/20.

Кинотеатр "Уран", ул. Сретенка, 27/19.

Памятники усадьбы Кузьминки: ул. Старые Кузьминки, 10. "Ванный домик" ("Мыльная"), 1816-1817 гг.; Дом на плотине ("Мельничный флигель"), 1810-1811 гг.; 1840-е гг., архитектор Доменико Жилярди. Флигель дома Полуденского, 1832-1833 гг., ул. Заречье, 24/25. архитектор Алессандро Жилярди. От первого дома в 1996 г. оставались цоколь и базы колонн, второй сожжен в 1995 г. во время проведения на нем реставрационных работ, тогда же снесен и третий.

Дом П.Юргенсона, Столешников пер., 10.

В доме на углу Столешникова переулка с Большой Дмитровкой в XIX столетии находился нотный магазин, в котором бывали многие русские композиторы и музыкальные деятели. В мае 1998 г. дом обрушился вследствие прокладки коллектора по Большой Дмитровке и был разобран. Обрушению дома предшествовало обсуждение планов его сноса. Заменен "новоделом".

Дом канцелярии обер-полицмейстера, Столешников пер., 12, стр. 1.

Двухэтажное каменное здание XVIII в. имело значительную мемориальную ценность: сюда в 1827 г. неоднократно вызывали А.С.Пушкина для дачи показаний по делу "О возмутительных стихах на 14 декабря 1825 года". Дом, имевший охранный статус, снесен в 1997 г. в ходе подготовки к 850-летию Москвы, по личному указанию мэра Москвы Ю.Лужкова, подкрепленному его письменным распоряжением от 12 февраля 1997 г На месте памятника истории и архитектуры выстроен "новодел".

Дом с фотоателье, начало XX в., Столешников пер., 16/11.

Дом в стиле модерн привлекал внимание керамической облицовкой стен и огромным стильным "завитком" окна в верхней части здания, где размещалось когда-то фотоателье. Снесен в 1995—1997 гг. в связи с устройством пешеходной зоны. На месте дома возведен "новодел", отличающийся от снесенного подлинного памятника общими габаритами и количеством этажей.

Дом, Столешников пер., 18.

Образец исторической застройки XIX в. Вопреки обещаниям властей реконструировать здание был снесен в первой половине 1990-х гг. На его месте построен офисно-гостиничный комплекс.

Дом А.В. Сухово-Кобылина, Страстной бульвар, 9.

Построен в 1820 г., перестроен в 1850-м. Главный московский адрес драматурга, место написания его пьес. Здесь он был арестован по обвинению в убийстве. Дом снесен пользователем (АО "Мосрыбхоз") в канун 850-летия Москвы на основании постановления Правительства Москвы.

Палаты XVII-XVI11 вв., Страстной бульвар, 10.

Каменный одноэтажный корпус конца XVII в., во дворе университетской типографии, с четырьмя сводчатыми палатами и сенями между ними, вероятно, производственного назначения. Неоднократно перестроенный, снесен весной 2002 г. в ходе развернувшегося на территории памятника архитектуры — усадьбы XVIII—XIX вв. — строительства развлекательно-офисного комплекса.

Главный дом городской усадьбы, XIX в., Таганская ул., 17.

Усадьба сохранялась до середины 1980-х гг. В 1986 г. были снесены служебные строения, а в 1990-м —главный дом, несмотря на статус памятника архитектуры.

Палаты князей Кантакузенов, XVII-XV11I вв., Тверская ул., 26, стр. 1.

Снесены в 1995 г. по распоряжению мэра Москвы. На этом месте —строения "Гранд-отеля".

Гостиница и ресторан "Якорь ", 1-я Тверская-Ямская ул.

Два нижних этажа надстроенного позднее здания относились к первой половине XIX в. Здание имело и мемориальную ценность — в нем бывал А.С.Пушкин. Снесено в первой половине 1990-х гг., на его месте выстроен "Палас-отель".

Строения усадьбы Салтыковых, XVI1I-XIX вв., Тверской бульвар, 27/10/1.

Архитектура усадьбы отмечена в "Альбомах..." М.Ф.Казакова. В ней располагается Центральная городская публичная библиотека им. Некрасова. В 1995 г. указом президента России утвержден охранный статус комплекса как памятника федерального значения. Распоряжением правительства Москвы в 1998 г. осуществлен снос четырех строений усадьбы, в том числе единственного сохранявшего облик казаковского времени флигеля по Большой Бронной улице.

Дом Леже, 2-й Троицкий пер., 7/1.

В доме, построенном в 1820 г., с корпусом 1848 г., принадлежавшем советнице Еиновой, по преданию, жила будущая жена известного французского художника Ф.Леже, завещавшая городу средства на реставрацию дома. Снесен в начале 1990-х гг.

Дом, XIX в., Трубная ул., 2.

Дом на углу Рождественского бульвара — образец исторической застройки города — вошел в литературную историю Москвы: его неоднократно упоминал В.Гиляровский в своих произведениях. Снесен во второй половине 1990-х гг.

Флигель усадьбы Смоляниновых, Трубниковский пер., 15, стр. 2.

Деревянный дом XIX в. снесен в 1994 г. под предлогом аварийного состояния. В 1996 г. воссоздан в кирпиче со значительными отступлениями от первоначального облика. В апреле 2001 г. исключен из списка "вновь выявленных" памятников архитектуры.

Дом В.Брюсова, Цветной бульвар, 22.

В ходе реконструкции в середине 1990-х гг. подлинный памятник истории и культуры фактически заменен "новоделом".

Дом, Цветной бульвар, 1 (на углу с Петровским бульваром).

Образец исторической застройки XIX в. Во второй половине 1990-х гг. снесен и заменен "новодельной" копией.

Дом, Цветной бульвар, 25.

Памятник архитектуры XVIII—XIX вв. Снесен в середине 1990-х гг.

Доходный дом Ларионова, ул. Чаянова.

При сносе дома в конце 1990-х гг. исчезло наружное керамическое панно "Белочка", приписываемое художнице Марии Якунчиковой.

Дом причта церкви Всех Скорбящих при Старо-Екатерининской больнице, XVIII в., ул. Щепкина, 61/1.

Снесен летом 1998 г.

Жилой дом, XVIII-XIX вв., Яузский бульвар, 16.

Образец городской застройки, сохранявший все архитектурные элементы времени создания. Снесен весной 1997 г. по решению комиссии Управления госконтроля охраны памятников,Москвы вследствие ветхости после пожара.

ПОСЛЕДНИЕ ПОТЕРИ

Москва

Исторический дом, Большая Якиманка, 2/6.

Дом, имеющий важное градостроительное значение, разобран в 2002 г. "с воссозданием главного фасада", в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2002 г. и поручением первого заместителя мэра Москвы В.И,Ресина от 18 июня 2002 г.

Палаты XVIII в., Малая Ордынка, 20.

Палаты снесены во второй половине 1990-х гг.

Палаты, начало XVIII в., Большой Спасоглинищевский пер., 9.

Палаты, сохранявшие своды и фрагменты барочного декора, снесены в 2002 г.

Усадьба, XIX в., Климентовский пер., 2-4

Характерный памятник заповедного Замоскворечья. Усадьба снесена в 2002 г.

Дома, XIX в., по Якиманской набережной

Образцы исторической застройки Замоскворечья. Снесены в 2001 г.

Деревянный дом, XIX в. Малый Толмачевский пер., 10.

Вновь выявленный памятник архитектуры снесен в 2002 г. и заменяется кирпично-бетонным "новоделом". Главное управление охраны памятников Москвы санкционировало такую "реставрацию" памятника.

Дом, XIX в., Большой Козихинский пер., 31.

Образец исторической застройки Москвы в ноябре 2001 г. рухнул в ходе реконструкции.

Дом, Малая Бронная ул., 31.

Строительство административного здания с подземной автостоянкой в 2003 году сопровождается сносом исторического дома. Снос здания согласован с Главным управлением охраны памятников Москвы.