Николай Аркадьевич ПЛАСТОВ
Николай Аркадьевич ПЛАСТОВ

Николай Аркадьевич ПЛАСТОВ

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАСЛЕДИЯ

Е сть один вопрос, который, может быть, и не входит прямо в круг интересов и забот Общества - вопрос сохранения художественного и культурного наследия, которое сосредоточено в музеях и государственных хранилищах. Не думая подменять Министерство культуры РСФСР, государственный орган, на который возложена почетная обязанность быть рачительным хозяином наших художественных собраний, полагаю, что помощь и внимание нашего Общества, живое слово Общества в научном решении этого вопроса было бы полезно и взаимовыгодно. Музеи крайне нуждаются в надлежащих площадях для хранения музейных фондов. Плохое оборудование хранилищ сказывается на сохранности ценнейших коллекций. Во имя сохранения национальных художественных ценностей в местных музеях Общество может помочь и в подыскании нужных помещений, изыскании нужных средств для их оборудования, а, главное, создание общественного мнения.

В работе Общества вопрос сохранения памятников, рассеянных по земле Русской и придающих бессчетным селам неповторимость облика, а русскому ландшафту - особенное своеобразие, не занимают должного места скромные деревенские храмы, иногда весьма поздней и не всегда первоклассной архитектуры, остатки усадеб прошлого века, разросшиеся около них старые парки - все это, несомненно, организует пейзаж России, служит вехой времени, позволяющей острее чувствовать нынешний день. Эти исторические сооружения надо сохранять потому, что пока мы еще не научились ставить в селах зданий, обладающих такой же силой архитектурного воздействия, какую имеют все эти безымянные сооружения, второстепенные в индустриальных городах, но полные прекрасного художественного смысла на своем месте.

Мысль о том, что обстоятельства нашего времени - недостатки средств, нецелесообразность их распыления, - не нова. Порочность этой мысли заключается в том, что она заранее оправдывает любое попустительство, любое равнодушие к любому памятнику под видом того, что все внимание, все средства уже направлены на другой объект. Нам представляется более правомерной мысль, что защита должна быть ровно распространена над всем, что принадлежит культуре и истории.

Говоря о памятниках сельской архитектуры, нельзя не обратить внимание Общества на те многие памятники павшим за Отчизну, которые сооружались в селах. Правильно ли, что мы будем равнодушно смотреть, как вопиющая халтура неизвестных творцов этих сооружений становится святыней в наших сердцах, святыней села или городка, хоть она и безобразна с эстетической точки зрения. Я думаю, что Общество не может проходить равнодушно мимо этого явления хотя бы потому, что мы оставили исполненных благородного рвения людей на местах безоружными перед недобросовестными, а иногда бездарными создателями этих стандартных памятников. ... Важно другое - создать памятники, достойные той крови, тех подвигов, которые они призваны напоминать.

В проблеме использования памятников истории и культуры, я хотел бы подчеркнуть эстетический аспект. Часто прекрасное сооружение гражданской архитектуры или сверкающий великолепием храм используется под хранение пивных бочек, проросшей картошки или подобных продуктов. А ведь этим уничтожается или притупляется наше эстетическое чувство, наш патриотизм, интеллигентность и культура. Тут есть над чем задуматься, особенно если вспомнить, что этим подается пример отношения к прошлому юным неокрепшим душам. ... Нет нужды оскорблять чувства верующих, тем более, что унижая памятник, дав ему сомнительное утилитарное назначение, не соответствующее высокой эстетической и исторической его значимости, мы унижаем, прежде всего русскую культуру, порождаем настроение, готовое взять под сомнение все духовные ценности вне зависимости от времени их создания.

Николай Аркадьевич ПЛАСТОВ, Секретарь Союза художников России, один из основателей и член Президиума Центрального совета ВООПИиК с 1966 по 1999 год. Статья публикуется по изданию « Материалы IV Пленума Центрального совета ВООПИиК ». М., ВООПИиК. 1971.